Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

20–22 мая 2015 года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в целях экспертно-аналитического сопровождения правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы проводит всероссийскую интернет-конференцию «Локальные нормативные акты образовательной организации: вопросы теории и практики».

К участию в конференции приглашаются работники органов управления образованием, педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты в области образовательного законодательства, а также все желающие высказать свою позицию по актуальным проблемам, связанным с реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».


Каждому участнику интернет-конференции будут предоставлены:

  • возможность задать вопросы докладчикам и получить разъяснения по интересующим вопросам, высказать свое мнение, принять участие в дискуссии, внести свои предложения, которые будут переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации;
  • сертификат участника конференции (оригинал выдается по адресу: г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34 или, по желанию участника, сканированная версия сертификата высылается по электронной почте);
  • комплекс раздаточных материалов в электронном виде (электронные версии типового научно-методического комплекса «Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации» для государственных и муниципальных служащих» (72 часа) и типового научно-методического комплекса «Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации» для педагогических работников (112 часов);
  • концепции участия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных организаций в правовом регулировании отношений в сфере образования с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Каждый участник сам выбирает удобное для себя время работы на интернет-конференции.

Читать доклады, задавать вопросы, знакомиться с ответами на вопросы можно в любое время в период с 20 по 22 мая 2015 года. Формат интернет-конференции позволяет каждому независимо от своей загруженности на рабочем месте, разницы часовых поясов принять полноценное участие в данном мероприятии, без ущерба для основной работы.

Для участия в интернет-конференции необходим компьютер с выходом в Интернет. Участие в конференции предполагает владение минимальными навыками работы на компьютере, размещенные документы будут иметь формат не ниже Microsoft Word 2003. Дополнительные требования к оборудованию и каналу связи отсутствуют, чтобы привлечь к участию в мероприятии максимальное количество заинтересованных лиц, независимо от их территориальной удаленности и уровня технического оснащения.

Участие в конференции, размещение материалов, получение ответов на интересующие Вас вопросы является бесплатным.

В целях сбора заявок, формирования списка участников, регистрации участников, размещения докладов в сети Интернет просим Ваши материалы высылать по адресу: obrzakon@izak.ru.

Более подробная информация о конференции, включая программу с темами докладов и выступлений, данные о лицах, принимающих участие в конференции, будет размещена в сети Интернет по адресу: http://obrzakon.ru

Информацию можно также получить по телефону: 8 (499) 724-20-57 (Баранков Владимир Леонидович, Махник Дмитрий Иванович).

Оргкомитет конференции.

Подробнее

22 мая 2015

Автор: Путило Наталья Васильевна, к.ю.н., зав. отделом социального законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ


Локальные нормативные акты образовательной организации: новеллы правового регулирования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» не оговаривалась, хотя в ст. 13 было установлено, что в уставе образовательного учреждения должен быть определен перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. При необходимости принятия иных видов локальных актов они должны быть зарегистрированы в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

Подробнее

22 мая 2015

Автор: Быкова Екатерина Павловна, учитель истории и обществознания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы


Меры социальной поддержки педагогических работников на локальном уровне.

Образовательные организации в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» участвуют в правовом регулировании вопросов, касающихся мер социальной...

Подробнее

22 мая 2015

Автор: Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Общие подходы к локальному регулированию в сфере образования.

Сегодня локальные нормативные акты согласно действующему законодательству в сфере образования регламентируют основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Подробнее

22 мая 2015

Автор: Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Оценка эффективности образовательной организации на локальном уровне.

В силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации осуществляют локальное регулирование.

Подробнее

22 мая 2015

Автор: Шуплецова Юлия Игоревна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ, канд. юрид. наук


Локальные нормативные акты образовательных организаций профессионального образования.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Подробнее

20 мая 2015

Автор: Бекасов Петр Денисович, студент художественного колледжа, г. Москва


Принятие локальных нормативных актов в процессе управления образовательной организацией.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет демократический характер управления образованием, направлен на обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

Подробнее

20 мая 2015

Автор: Лямцева Людмила Ивановна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»


Участие педагогических работников в разработке и принятии локальных нормативных актов.

Педагогическим работником может считаться любой человек, если он, во-первых, состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а во-вторых, выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Подробнее

20 мая 2015

Автор: Волкова Наталья Сергеевна, к.ю.н., ученый секретарь ИЗиСП при Правительстве РФ


Программы развития дошкольной образовательной организации.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 28, посвященной компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации предусматривает возможность для образовательной организации, в том числе дошкольной образовательной организации, разрабатывать и утверждать программу развития образовательной организации. Такая программа, согласно нормам указанного Федерального закона, должна быть согласована с учредителем образовательной организации.

Подробнее

20 мая 2015

Автор: Плюгина Инна Владимировна, к.ю.н., старший научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Оптимизация регулирования создания и обеспечения деятельности комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений на локальном уровне.

Нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возложена новая обязанность ­– создание органов по разрешению конфликтов интересов в сфере образования (комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Как устанавливается в ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

Подробнее

Дискуссия


Арефьева Татьяна Владимировна методист ГАПОУ РО "РКТМ"

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно, не нарушая п.4 ст. 30 ФЗ "Об образовании в РФ", составить локальный нормативный акт о соотношении учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года. Как подробно расписать и закрепить это соотношение в локальном акте организации?

Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Пункт 1) ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, которая зависит от должности и (или) специальности педагогического работника. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Как следует из ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Как правило, в школах принимают отдельно локальные акты, регламентирующие вопросы внеурочной деятельности (Правила о порядке посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом, Положение об организации внеурочной деятельности), а также локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками (Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о системе оплаты труда, Положение о распределении стимулирующей части ФОТ), где могут содержаться отдельные положения о нагрузке работников образовательной организации. В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок): 1) при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; 2) объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность; 3) объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Учитывая изложенное, объем другой педагогической работы зависит от определенного учебным планом и трудовым договором объема учебной нагрузки и не может превышать установленного максимума часов в неделю.

Показать полностью

Виктор Андреевич Улыбин

Согласно Закону об образовании формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Возможно ли в настоящее время проведения обучения государственных гражданских служащих по программам повышения квалификации в дистанционной форме?

Глазырин Тимофей Сергеевич, младший научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

В статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено три возможных формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Дистанционной формы обучения в настоящее время не предусмотрено, вместе с тем указанным Федеральным законом в ряде случаев допускается использование дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности. Что касается возможности обучения государственных гражданских служащих по программам повышения квалификации с использованием дистанционных технологий, то это представляется возможным. Особенности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования определяются, в основном, двумя актами: указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации», – которые по их месту в системе действующего правового регулирования являются актами законодательства о государственной службе, а не об образовании, так как регулируют вопросы реализации служебных прав государственных служащих и обеспечения предоставления им соответствующих служебных гарантий. Соответственно, в круг субъектов, на которые распространяется действие данных актов, входят государственные гражданские служащие, государственные органы и отчасти их руководители – лица, занимающие государственные должности. Таким образом, на образовательных организациях, строго говоря, не лежит обязанности исполнять правила, содержащиеся в названных актах. Однако это рекомендуется делать, поскольку государственный гражданский служащий может быть направлен на получение дополнительного профессионального образования за государственный счет только в те образовательные организации, соответствующие программы которых удовлетворяют требованиям, изложенным в указе Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 и Постановлении Правительства РФ от 06.05.2008 № 362. Вывод о возможности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования дистанционно следует из содержания пункта 6 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации: «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий». Аналогичное установление содержится в пункте 2 Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации: «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы».

Показать полностью

Елена Николаевна Цукерник, директор МКОУ «СОШ №3» г. Козельска Калужской области

Скажите, пожалуйста, акт какого содержания должен быть принят в образовательной организации среднего образования (школе) по вопросам повышения квалификации педагогических работников? Необходимо ли его принятие вообще?

Глазырин Тимофей Сергеевич, младший научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

В любой образовательной организации настоятельно рекомендуется принять локальный правовой акт по вопросам повышения квалификации педагогических работников. Вернее так: чтобы более точно следовать формулировкам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной организации настоятельно рекомендуется принять локальный акт по вопросам получения педагогическими работниками дополнительного профессионального образования, так как в ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право педагогических работников именно на получение дополнительного профессионального образования. А поскольку, как показывает практика, наиболее доступной и востребованной у педагогических работников формой получения дополнительного профессионального образования является повышение квалификации, то в локальном акте образовательной организации по вопросам получения ее педагогическими работниками дополнительного профессионального образования центральное место обязательно должно быть отведено вопросам повышения квалификации. Что касается формы такого локального акта и порядка его издания, то они могут варьироваться в зависимости от обстоятельств. Допустимо, например, издание руководителем образовательной организации при¬каза нормативного содержания, непосредственно в тексте которого будут предусматриваться правила разрешения вопросов, связанных с реализацией права педработников на получение дополнительного профессионального образования. Возможным представляется и вариант, когда приказом руководителя образовательной организации утверждается положение о получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования. Наконец, не возбраняется принятие одного лишь положения о получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования, которое вводится в действие утвердительной резолюцией руководителя образовательной организации. А форма акта и порядок его издания в каждом случае зависят от конкретных формулировок статей устава образовательной организации, посвященных полномочиям ее руководителя в части издания внутренних актов организации. Необходимость наличия локального акта о повышении квалификации педаго¬гических работников (далее в целях удобства – положение о ДПО) напрямую ниоткуда не следует, что может создать ошибочное представление, будто принятие положения о ДПО вовсе и необязательно. Действительно, в ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ведь уже предусмотрено право педагогических работников на регулярное не реже раза в три года получение профессионального образования по профилю педагогической деятельности. С учетом того, что в самой ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» это право определено как трудовое, а в Трудовом кодексе Российской Федерации вопросы труда педагогических работников получили довольно подробное освещение, то зачем же еще издавать локальный акт? Причин для этого можно назвать много, но главная из них – необходимость определенности: она нужна хотя бы потому, что в законодательных актах, несмотря на всю их кажущуюся казуистичность, ряд вопросов, весьма важных с точки зрения обеспечения образовательного процесса в любой образовательной организации, не решен. Определенность требуется по ряду деталей. В первую очередь, необходимо зафиксировать порядок, в котором педагогический работник может обратиться к работодателю за содействием в осуществлении своего права, предусмотренного в п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании»: какого содержания, кому и в какой срок должно подаваться соответствующее заявление или просто достаточно в свободной форме уведомить администрацию образовательной организации о ближайших планах получения дополнительного профессионального образования. В дополнение к тому нужно урегулировать вопросы о времени (в какой период учебного года) и очередности (например, составляется соответствующий план-график или нет) получения педагогическими работниками дополнительного профессионального образования. Также требуется предусмотреть подходы к распределению учебной нагрузки педагога, получающего дополнительное профессиональное образование во внеканикулярное время. И, конечно же, должен быть решен вопрос оплаты труда педагога, получающего дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, в частности, в каком размере должна сохраняться его заработная плата на период обучения. Эти и многие связанные с ними вопросы должны найти своё разрешение в положении о ДПО, при разработке которого необходимо учесть не только интересы образовательной организации, но и мнение педагогического коллектива.

Показать полностью

Кириченко П.Н. доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета

Какие локальные акты может принимать образовательная организация по вопросам проведения лицензирования и аккредитации, правомерно ли принятие таких актов?

Мельник Тимур Евгеньевич, старший научный сотрудник ИЗиСП

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривается принятие локальных актов образовательных организаций по вопросам регулирования лицензирования образовательной деятельности и аккредитации образовательной деятельности. Образовательные организации выступают как получатели соответствующих государственных услуг и, соответственно, не могут и не должны регулировать отношений по поводу их предоставления. Но, на локальном уровне весьма активно принимаются акты, направленные на организацию подготовки образовательных организаций к проведению тех или иных мероприятий при осуществлении лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности или государственного контроля (надзора) в сфере образования. Как показывает анализ локальных актов, размещенных на сайтах образовательных организаций, подавляющее их число посвящено вопросам подготовки к государственной аккредитации образовательной деятельности. При этом принимаются они как в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы, так и в образовательных организациях, реализующих профессиональные программы. В таких актах распределяются обязанности между структурными подразделениями образовательной организации в связи с предстоящей государственной аккредитацией, ставятся задачи, определяются сроки и ответственные лица за проведение подготовительных мероприятий, утверждается планы подготовки к проведению государственной аккредитации. Принимаются такие акты, как правило, за шесть месяцев до предстоящей государственной аккредитации и по мере необходимости ее проведения. В основном указанные локальные акты образовательных организаций утверждаются руководителем образовательной организации. В рамках образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, встречается практика принятия актов коллективных органов управления, например, учетных советов. В той или иной степени к вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности локальные акты образовательных организаций, определяющие внутреннюю процедуру проведения самообследования. Обобщено их можно назвать «положениями о порядке проведения самоосбледования». В большинстве образовательных организаций такие положения принимаются безотносительно к подготовке к государственной аккредитации. Образовательные организации в этом случае руководствуются пунктом 13 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462. Но часть образовательных организаций внутреннюю регламентацию проведения самообследования привязывают к государственной аккредитации, т.е. такие положения о порядке проведения самообследования регулируют не в целом проведение самообследование, а, именно, в связи с предстоящей государственной аккредитацией образовательной деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 18.11.2013 № 1039, не требуют утверждения подобных документов образовательной организации, а с другой стороны в Порядке проведения самообследования образовательной организацией предусматривается ежегодное проведение образовательной организацией самообследования и не выделяется самообследование в связи с государственной аккредитацией образовательной деятельности. Но принятие отдельных положений о проведении самообследования образовательной организации в рамках подготовки к государственной аккредитации законодательством не предусмотрено, хотя практика их принятия вполне вписывается в автономию образовательной организации и может рассматриваться как ее проявление. К локальным актам образовательных организаций, принимаемых в связи с осуществлением государственного контроля в сфере образования можно отнести акты, уведомляющие органы государственного контроля (надзора) об исполнении вынесенных предписаний по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, что обусловлено требованиями статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Требований к локальным актам подобного рода в законодательстве не установлено. Таким образом, большая часть локальных актов образовательных организаций, принимаемых в рамках лицензирования и аккредитации в сфере образования, носит организационно-распорядительный и ситуативный характер и самих процедур контроля (лицензирования и аккредитации) не устанавливает.

Показать полностью

Быков Петр Иванович, преподаватель ГОУ СПО Новокузнецкого педагогического колледжа № 2

Какие дополнительные гарантии на локальном уровне могут быть предусмотрены для педагогов, выходящих на пенсию?

Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник ИЗиСП

Локальными актами образовательных организаций могут быть установлены дополнительные гарантии для работников, достигших пенсионного возраста и решивших больше не продолжать трудовую деятельность. При разработке локальных актов образовательные организации должны придерживаться основного правила, заключающегося в том, что локальными актами не могут быть ограничены права или снижен уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными федеральным, региональным или муниципальным законодательством. Анализ локального регулирования показал, что, как правило, педагогическому работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости и по инвалидности выплачивается единовременное пособие. Это самая распространенная форма и, пожалуй, единственная, которая устанавливается в качестве дополнительной меры социальной поддержки педагогических работников, выходящих на пенсию. Разница только в величине единовременного пособия, которая может быть установлена в твердой сумме, в процентах от заработной платы, а также в определенном количестве должностных окладов педагогического работника.

Показать полностью

Ефимова Наталья Сергеевна, учитель музыки МБОУ "Загорская СОШ" Новокузнецкого района Кемеровской области

Вопрос: В нашей школе сложилась затяжная конфликтная ситуация связанная с распределением и выплатой стимулирующей части заработной платы педагогическим работникам. Львиная часть стимулирующих выплат направляется на рутинную административную работу. На возмущение учителей администрация школы отвечает, что мы сами проголосовали за Положение о порядке и условиях распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Что нам делать в сложившейся ситуации? Каким образом должно осуществляться распределение стимулирующей части педагогических работников общеобразовательной организации? Может ли педагогический коллектив изменить порядок распределения стимулирующей части заработной платы?

Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник ИЗиСП

Ответ: Спасибо за вопрос, уважаемая Наталья Сергеевна! Вы подняли весьма актуальную проблему, существующую во многих образовательных организациях России. Главной причиной конфликта в педагогическом коллективе между администрацией и педагогами является непрозрачный механизм формирования и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. Распределение стимулирующей части заработной платы осуществляется на основании локального акта конкретной образовательной организации. При этом необходимо иметь в виду, что правовую основу любого локального акта, как правило, составляют региональный и (или) муниципальный акт. В Кемеровской области правовой основой является Закон Кемеровской области от 05 июля 2013 № 86-ОЗ «Об образовании». Примерные направления критериев для распределения стимулирующей части заработной платы педагогов устанавливается органами местного самоуправления. Однако в Новокузнецком районе Кемеровской области акта муниципального уровня власти об утверждении перечня критериев распределения стимулирующей части заработной платы педагогических работников обнаружить не удалось. Поэтому единственным документом, на основании которого осуществляется распределение стимулирующей части заработной платы – Положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда Вашей образовательной организации. Если педагогический коллектив (или его представители) проголосовали за локальный акт, не совсем понимая и предвидя его правовые последствия, то выход из сложившейся ситуации есть. В любой локальный акт могут быть внесены изменения. Педагогическому коллективу необходимо подготовить обоснованные предложения о повышении прозрачности процедуры распределения стимулирующей части заработной платы, а также о порядке начисления баллов. При этом считаем целесообразным принятые критерии оценки деятельности педагога пересматривать и корректировать через определенный период времени (год, три года) с тем, чтобы определить насколько они отвечают целям и основным функциям образовательной организации, повышается ли качество образования, повышаются ли результаты обучающихся, становится ли более сплоченным коллектив и т.д. Таким образом, критерии, характеризующие административную работу, не смогут иметь более полновесного значения, чем критерии характеризующие деятельность педагогов-предметников. Данный подход необходим для совершенствования оценки деятельности педагогических работников. Анализируя ежегодно разработанные критерии и обнаружив, что показатель по какому-то из них снизился (потеря мотивации педагога, снижение результатов обучающихся конкретного класса и т.д.), это свидетельствует о погрешностях разработанных критериев оценки деятельности педагогов. Ведь внедренная система стимулирования качества труда педагогических работников направлена на повышение заинтересованности педагогов в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей. То есть, по сути, является инструментом достижения целей образовательной организации, но, если цели не достигнуты – нужно в первую очередь изменить его критерии.

Показать полностью

Своротенина А.В., обучающийся, Институт детства Московского педагогического государственного института

Вопрос: Обязана ли школа принять на обучение ребенка-иностранца, который плохо знает русский язык?

Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Ответ: Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих,за исключением лиц, которым в соответствии с ч. 6 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Среди этой категории лиц иностранные граждане не указаны. Из Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказомМинобрнауки России от 22.01.2014 г. № 32 следует, что прием граждан в образовательную организацию осуществляется: 1) по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032); 2) родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации; 3) иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в образовательную организацию не допускается. Часть 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.Так, например,индивидуальный отбор обучающихся в Краснодарском крае, Новосибирской области осуществляется на основании,в том числе такого критерия, как наличие отметки "хорошо и "отлично" по русскому языкуна государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Показать полностью

Зеленщикова М.А., педагог-психолог МАДОУ Детский сад № 14 «Подмосковье»

Вопрос: Какие акты необходимо принять образовательной организации, реализующей образовательную программу начального образования, по вопросам семейного образования?

Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Ответ: Нормативно-правовое регулирование семейного образования в начальной школе осуществляется на трех уровнях правового регулирования: 1) Российская Федерация, где, в том числе, принят ненормативный акт, содержащий некоторые разъяснения по вопросам семейного образования: письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; 2) субъекты Российской Федерации; 3) органы местного самоуправления. Существующее правовое регулирование не является исчерпывающим. Для обеспечения функционирования семейного образования образовательной организации начального общего образования необходимо: 1) разработать локальный нормативный акт о порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих программу начального общего образования в семейной форме; 2) издать приказ на проведение промежуточной аттестации обучающегося, получающего образование в форме семейного образования; 3) разработать локальный нормативный акт о порядке организации освоения обучающимся общеобразовательной программы начального общего образования в форме семейного образования. 4) разработать форму договора о получении обучающимся начального общего образования в форме семейного образования между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями). Примерные формы договора в основном разрабатываются и утверждаются актами органов местного самоуправления. Такие акты, например, приняты в Озерском муниципальном районе Московской области, городском округе Коломна Московской области и целом ряде других. Образовательная организация использует такую форму как типовую, и уже окончательный вариант формируется двумя сторонами: родителями (законными представителями) и общеобразовательной организацией, при условии соблюдения законодательства. Заключение договора не является обязательным, однако является наиболее оптимальной формой регулирования отношений между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося, в связи с получением им семейного образования; 5) разработать локальный нормативный акт о порядке участия обучающихся в форме семейного образования в мероприятиях общеобразовательной организации. Такой акт необходим, поскольку согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона № 273-ФЗ. Обучающиеся же в форме семейного образования сдают экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 6) учесть при разработке локальных нормативных актов образовательной организации об установленных правовых гарантиях реализации права на образование для обучающихся в форме семейного образования (питание, обеспечение учебной литературой и т.п.).

Показать полностью

Бандакова Е.В., НГОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.В.Ломоносова». г. Нижний Новгород

Вопрос: Обязаны ли образовательные организации размещать на своих сайтах в «Интернете» копии локальных нормативных актов, принятых в целях соответствия требованиям действующего законодательства об информационной открытости образовательных организаций? Если да, то копии каких именно локальных актов необходимо размещать?

Махник Д.И., научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ

Ответ: Перечень информации и документов, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», установлен в ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в принятых в развитие данного положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» и «Требованиях к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утвержденных Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785. Необходимо отметить, что вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат прямого императивного предписания для образовательных организаций о необходимости принятия и последующего размещения на своих официальных сайтах в сети «Интернет» локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения информационной открытости организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Вместе с тем, в п. 6) ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обеспечивает открытость и доступность, в том числе посредством размещения на своем сайте в сети «Интернет», также иной информации по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что законодательством субъектов Российской Федерации, либо муниципальными правовыми актами может устанавливаться требование о необходимости размещения данными организациями, в том числе, и копий локальных нормативных актов, направленных на обеспечение информационной открытости вышеуказанных организаций. В случае же отсутствия соответствующих требований в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и/или в правовых актах органов местного самоуправления, образовательные организации обладают достаточной степенью дискреции по принятию решения о размещении или неразмещении локальных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационной открытости. Следует отметить, что анализ сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» свидетельствует о существовании неодинаковой практики размещения/неразмещения рассматриваемой категории локальных нормативных актов. В частности, некоторые образовательные организации размещают на своих сайтах достаточно значительное количество своих локальных нормативных актов в сфере обеспечения информационной открытости (Положение об информационной открытости; Положение об официальном сайте; Положение об использовании сети «Интернет»; Положений об электронном журнале и дневнике и др.). Другие образовательные организации предпочитают ограничиваться размещением копий Положения об информационной открытости и Положения об официальном сайте образовательной организации. При этом подавляющее число образовательных организаций при ведении своих официальных сайтов ограничиваются требованиями к перечню информации, обязательной к размещению на сайтах образовательных организаций в сети «Интернет», установленными как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Таким образом, в случае, если нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами не устанавливаются дополнительных требований к образовательным организациям по размещению копий их локальных правовых актов в сфере обеспечения информационной открытости, то образовательные организации вправе по своему усмотрению решать вопрос о размещении, либо о неразмещении вышеуказанных актов.

Показать полностью

Кудинова Марина Леонидовна, преподаватель ФГБОУ «МГАВТ»

Вопрос: Каковы особенности локального регулирования в системе профессионального образования?

Шуплецова Юлия Игоревна, к.ю.н., ведущий научный сотрудник ИЗиСП

Ответ: В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". К числу названных ресурсов относятся и копии правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, а также предусмотренных законом локальных нормативных актов, в том числе: - правила приема обучающихся, - режим занятий обучающихся, - формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, - порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, - порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Следует отметить, что далеко не все образовательные организации профессионального образования в соответствии с требованиями закона размещают копии указанных выше актов на своих сайтах. В связи с этим могут быть выделены следующие группы проблем: 1. Неполная информация о локальных актах организации профессионального образования. В большинстве случаев на сайте организации имеются только копии устава, правил внутреннего распорядка и отчета о самообследовании. Копии остальных актов, как правило, отсутствуют. При этом на большинстве исследованных сайтов образовательных организаций профессионального образования содержится значительное количество локальных актов, не входящих в требуемый законом перечень. Указанная тенденция прослеживается как в образовательных организациях среднего, так и высшего и дополнительного профессионального образования. Наиболее характерна данная ситуация для научных организаций, реализующих программы профессионального образования, и организаций среднего профессионального образования, расположенных вне крупных населенных пунктов. 2. Затрудненный доступ к локальным актам на сайте образовательной организации. Поскольку законодательство не предусматривает и не должно предусматривать единых требований к структуре сайта образовательной организации, каждая организация размещает необходимую информацию по-своему, что существенно затрудняет ее поиск. Например, копии актов могут быть размещены в разделах «главное», «общая информация», «об организации» (институте, колледже, училище и т.д.), «нормативные акты» («нормативная база»), «документы» и т.д. Также в ряде случаев для получения доступа к копиям документов запрашивается логин и (или) пароль. 3. Размещение на сайте не копий локальных актов, а текущей информации об образовательном процессе, например, «правила приема в 2014 году», «условия приема», «график вступительных испытаний в 2014 году» и т.п. Представляется, что данная практика не соответствует требованиям закона, и, кроме того, лишает граждан в случае возникновения спора возможности ссылаться на локальные акты образовательной организации. 4. В ряде случаев отмечается выход руководителей образовательных организаций за пределы их полномочий, установленных ФЗ «Об образовании». Например, распоряжением и.о. ректора вуза утверждено Положение «О требованиях к внешнему виду студентов», которое было издано, как отмечается в преамбуле документа в целях утверждения статуса вуза как учреждения высокой культуры, нравственности и профессионализма. Данное распоряжение устанавливает требования к внешнему виду студентов, включающие в себя требования к парадной, повседневной и спортивной одежде, а также к одежде мужчин и женщин. Необходимо заметить, что ФЗ «Об образовании» не предусматривается возможность установления требований к внешнему виду обучающихся. В том числе, требований к волосам и прическам, макияжу и т.п. деталям внешнего облика. ФЗ «Об образовании» предусматривается возможность установления требований только к одежде обучающихся, в том числе требований к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правилам ее ношения (статья 38). Поэтому может быть сделан вывод о том, что руководство вуза при издании указанного распоряжения вышло за пределы полномочий образовательных организаций, установленных федеральным законодательством. Кроме того, установление обязанности службы по недопущению в здание студентов, нарушивших требования к внешнему виду, также противоречит ФЗ «Об образовании», выходит за рамки компетенции образовательной организации и нарушает права обучающихся. В соответствии с частью 2 названной выше статьи 38 ФЗ «Об образовании» требования к одежде обучающихся должны быть установлены соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Локальный нормативный акт такого рода принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии). При невыполнении указанных требований данный локальный акт должен считаться не соответствующим по форме требованиям ФЗ «Об образовании», в том числе требованиям статьей 30 и 38 названного Закона.

Показать полностью

Шальнова Людмила Александровна, ст. преподаватель НОУ ВПО МИЭПП

Вопрос: Каковы пределы действия и основания принятия локального нормативного акта в сфере регулирования отношений между учащимся и образовательной организацией?

Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник отдел социального законодательства ИЗиСП

Ответ: Как известно, согласно гражданскому кодексу для возникновения, изменения или прекращения того или иного правоотношения необходимо наступление определенного юридического факта. Это в полной мере относится и к отношениям между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Так, в соответствии со ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании. Далее, в статье конкретизируются случаи приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, приема на целевое обучение. Итак, помимо распорядительного документа образовательной организации является договор об образовании. Договор регулирует отношения, закрепляя конкретные права и обязанности сторон, но в договоре они дублируются. Т.е. имеет место быть фактический перенос положений закона в договор. Однако, законодатель предоставил право образовательным организациям принимать локальные нормативные акты, что отражено в ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так, согласно данной статье, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Так как определить когда возникает необходимость в принятии локальных нормативных актов, и какие пределы действия они будут иметь, по каким вопросам приняты и какие отношения регулируют? Законодатель очень кратко дает ответы на некоторые из поставленных вопросов в ч. 2 ст. 30 указанного ФЗ: образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Как видим, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся также может быть определен на локальном уровне. Так вот, локальные нормативные акты конкретизируют положения ФЗ детализирует их, применительно кусловиям данной образовательной организации, с учетомимеющихся особенностей, специфики образовательногопроцесса и иных условий. При этом, следует помнить, что локальный нормативный акт не должен содержать норм, ухудшающих положение обучающихся или работников общеобразовательной организации по сравнению с нормами, установленным законодательством об образовании, и в целом, не должен противоречить Конституции РФ и законодательству об образовании, в противном случае, такие нормы не подлежат применению, а в отдельных случаях, могут быть признаны недействительными (недействующими).

Показать полностью

Белаенко Надежда Васильевна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУг. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»

Вопрос: Какие локальные нормативные акты должны быть приняты в дошкольном образовательном учреждении?

Каландия Нина Александровна, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Ответ: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает ряд случаев, когда организации, осуществляющие образовательную деятельность (то есть и образовательные организации и организации, осуществляющие обучение), включая дошкольные образовательные организации должны принимать локальные нормативные акты: 1) установление порядка получения образования на иностранном языке и определение языка образования (ч. 5 и ч. 6 ст. 14); 2) установление порядка доступа педагогических работников к материальным ресурсам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 47), 3) установление порядка бесплатного пользования образовательными, методическими и научными услугами организации (ч. 3 ст. 47), 4) закрепление норм профессиональной этики педагогических работников (ч. 4 ст. 47), 5) закрепление соотношения учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47), 6) установление режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 7 ст. 47), 7) закрепление прав и обязанностей обучающегося (ч. 4 ст. 53), 8) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54), 9) условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также акты по вопросам оплаты стоимости обучения (ч. 5 ст. 55), 10) порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (ч. 2 ст. 62). Локальными нормативными актами образовательной организации, включая организации дошкольного образования, определяется структура организации (предусматриваются структурные подразделения образовательной организации), устанавливаются права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации (ч. 3 ст. 52). Частью 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен перечень основных вопросов организации и осуществления образовательной деятельности, по которым образовательная организация принимает локальные нормативные акты: 1) правила приема обучающихся, 2) режим занятий обучающихся, 3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, 4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, 5) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Данный перечень не является исчерпывающим. Анализ иных статей показывает, что локальные нормативные акты принимаются по вопросам: 1) правила внутреннего распорядка обучающихся (ст. 28), 2) правила внутреннего трудового распорядка (ст. 28), 3) случаи выдачи документов особым (не предусмотренным ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») категориям обучающихся (ч. 4 ст. 33), 4) порядок обучения по индивидуальному учебному плану, включая ускоренное обучение (ч. 1 ст. 34), 5) порядок участия обучающихся в формировании своего профессионального образования (ст. 34), 6) порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами спорта и культуры образовательной организации (ст. 34) 7) меры социальной поддержки обучающихся могут устанавливаться локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 34), 8) порядок посещения обучающимися мероприятий образовательной организации, не предусмотренных учебным планом (ч. 4 ст. 34), 9) размеры и порядок материальной поддержки обучающихся (часть 15 ст. 34), 10) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч. 6 ст. 45) Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены требования к деятельности образовательных организаций в связи с локальными нормативными актами: 1) ст. 30 установлено, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов); 2) ст. 29 установлено, что образовательные организации в рамках принципа информационной открытости обеспечивают открытость и доступность копий локальных нормативных актов. Но не всех, а только тех, что предусмотрены ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 3) частью 2 ст. 45 установлено, что в случае возникновения споров по поводу применения локальных нормативных актов проблема рассматривается комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Помимо Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует учитывать, что в настоящее время имеется практика принятия не только федеральными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов, устанавливающих либо новые требования к деятельности образовательных организаций в части разработки и принятия локальных нормативных актов, либо акты, конкретизирующие уже установленные на федеральном уровне требования.Так, например, согласно постановлению администрации городского округа Троицк в г. Москве от 17.04.2014 № 324 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Троицк» 3 доплата педагогическим работникам за часы преподавания по программам углубленного (расширенного) изучения отдельных предметов осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом учреждения. Согласно распоряжению Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 № 1357-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования» деятельность службы ранней помощи, центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедического пункта регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации.

Показать полностью

Все права защищены © 2018 г.