Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

25–26 июня 2015 года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в целях экспертно-аналитического сопровождения правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы проводит всероссийскую интернет-конференцию «Субъекты, осуществляющие образовательную деятельность: проблемы теории и практики»

26 июня 2015

Автор: Путило Наталья Васильевна, к.ю.н., зав. отделом социального законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ


Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части субъектов образовательных отношений .

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес существенные коррективы в содержание правового регулирования отношений в сфере образования, породив новые права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений, изменив ранее существующие, скорректировав статус субъектов правоотношений и введя новые субъекты и институты. Эти изменения касаются многих направлений правового регулирования. Одно из них – субъекты образовательных отношений.

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Образовательное пространство субъекта, осуществляющего образовательную деятельность.

В Российской Федерации с 01.09.2013 г. действует новый закон, который регулирует образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон ввел большое количество частноправовых компонентов в систему образование РФ. Необходимо обратить внимание на трактовку понятий: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», «образовательная организация», «образовательная деятельность» согласно новому законодательству. Законодательная база области образования претерпела качественные изменения: реализован системный и функциональный подход к нормативному регламентированию образования в России, а также приняты во внимание международная направленность и обязательства России на мировой арене.

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Махник Дмитрий Иванович, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Реализация принципа информационной открытости образовательных организаций в Федеральном законеот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: теоретико-правовой аспект.

Федеральным закономот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1](далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)были внесены существенные изменения в содержание правового регулирования правоотношений в сфере образования, установлены новые права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений, скорректирован статус субъектов правоотношений, введены новые субъекты и институты,а также в значительной степени реформированы ранее существовавшие.

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Правовой статус организаций,осуществляющих оценку качества образования .

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Обобразовании в Российской Федерации» и Федерального закона  от 21 июля 2014 года№ 256-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"число субъектов образовательных отношений пополнилось еще одной группойактивных «членов» системы образования – организациями, осуществляющими оценку качества образования.

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Венжик Тамара Дмитриевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 города Зверево Ростовской области


Введение инклюзивного образования (из опыта работы МБОУ СОШ № 2 города Зверево Ростовской области) .

Цель  и задачи системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 2

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Флора Светлана Васильевна заместитель директора по учебно-спортивной работе МБОУ ДОД ЮСШ Боковского района Ростовской области


Субъекты, осуществляющие образовательную деятельность: проблемы теории и практики.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, (Статья 21.)  - научными организациями и иными юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Шкуратенко А.И., заведующий МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района


Субъекты, осуществляющие образовательную деятельность: проблемы теории и практики.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Поэтому одной из важнейших проблем развития образования сегодня можно рассматривать недостаточную подготовку руководителей образовательных учреждений осуществлять маркетинг как деятельность по согласованию возможностей организации (ее внутренней среды) с потребностями клиентов (требованиями внешней среды).

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Тарасенко А.В., методист МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района


Субъекты, осуществляющие образовательную деятельность: Проблемы теории и практики.

Категория субъекта, как известно,— одна из центральных в философии, особенно в онтологии. Большое внимание она вызывает и в современной психологической науке. Сюда же входит задача раскрытия, определения субъектов деятельности как одной из основных форм движения. Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы — педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи. Категория субъекта всегда сопоставима с категорией объекта. Познающий субъект, или «субъект научного познания — это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах. Здесь существенно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"».

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Товпич Ирина Олеговна, школа «Музыка», г. Санкт-Петербург


Об уставе музыкальной школы.

Сейчас необходимо закончить работу с новым уставом ОУ в связи с новым Федеральным законом «Об образовании  в Российской Федерации» и поставленными сроками утверждения новых редакций уставов.

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Яркова Марина Викторовна, заместитель директора по административно-хозяйственной работе бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной пом


Организация деятельности Попечительского совета учреждения.

Попечительский совет  бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее – Попечительский совет) в соответствии с частью 4 статьи со ст. 26 Закона Российской Федерации «Об обра­зовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 (с последующими изменениями) и Уставом Учреждения является одним из коллегиальных органов управления бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее - учреждение).

Подробнее

26 июня 2015

Автор: Сычева Елена Владимировна, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Вологодской области при БОУ ВО «Областной центр ПМСС» г. Вологда


Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения как форма взаимодействия субъектов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья .

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) являются важными субъектами в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Плюгина Инна Владимировна, и.о. ведущего научного сотрудника ИЗиСП при Правительстве РФ


О проблемах, связанных с отклонением от показателей, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием для образовательных организаций.

Переход к финансированию образовательных организаций посредством предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания обусловил необходимость разработки мер, направленных на предупреждение нарушений в данной сфере, обеспечение качества оказываемых услуг. 

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Плюгин Владимир Николаевич, преподаватель-организатор Брянского филиала МИИТ (г. Брянск)


К вопросу о совершенствовании обеспечения показателей выполнения государственного (муниципального) задания.

Вопросам оптимизации процесса обучения, равно как и совершенствованию предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнению государственных функций в сфере образования в целом, в последние годы уделяется пристальное внимание. С принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» связывается новый этап реформы образовательной системы. В частности, данным нормативным правовым актом был предусмотрен переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию посредством предоставления субсидий на выполнение установленного (муниципального) задания[1].

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Загоскина Татьяна Викторовна, заместитель директора по организационно-педагогической и реабилитационной работе БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г. Вологда, Вологодская область


Взаимодействие субъектов образовательного процесса при коррекции девиантного поведения подростков в школе.

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении. Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся все более и более употребительными в последнее время. Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм.

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Арефьева Татьяна Владимировна, методист Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовский колледж технологий машиностроения»


Профессиональные организации, осуществляющие образовательную деятельность: реализация основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательная деятельность в сфере среднего профессионального образования осуществляется образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение, согласно Закону 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (глава III, статья 21). Образовательные организации среднего профессионального образования являются государственными организациями, основная задача которых - подготовка специалистов среднего звена, а также квалифицированных рабочих или служащих по основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями рынка труда.

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Старшинина Татьяна Игоревна, старший преподаватель НОУ ВПО «МИЭПП»


Проблема трудовой адаптации выпускников юридических ВУЗов.

В современно обществе очень часто поднимаются вопросы проблемы трудоустройства молодых специалистов. В действительности, выпускнику юридического факультета работу найти непросто, и особенно в коммерческом секторе. Работодатели не хотят нанимать сотрудников без опыта работы. Но виноват ли работодатель, который не хочет за свои деньги «получить» сотрудника, который не будет справляться со своими обязанностями?

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Северенко Н.Н., методист МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района


Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников образовательных отношений.

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Гапузова Л.А., методист МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района


Субъекты, осуществляющие образовательную деятельность: проблемы теории и практики.

На современном этапе развития психологической и педагогической наук проблемы учебной успешности младшего школьника начинают рассматриваться с позиций субъектного подхода. В этом контексте особую остроту приобретают вопросы личностного развития учащихся, проблемы становления субъектности как высшей формы саморегуляции и самодетерминации.

Подробнее

25 июня 2015

Автор: Силинская Юлия Павловна, заместитель директора по информационно-методической работе БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г. Вологда, Вологодская область


Организационно-управленческая модель взаимодействия центров ПМСС с образовательными организациями по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации .

В Вологодской области деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, осуществляют центры психолого-медико-социального сопровождения (далее – центры ПМСС).

Подробнее

Дискуссия


А.Н. Артамонов, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Брянский государственный университет»

Образовательные организации могут получать общественную аккредитацию. Такая аккредитация может существенно повысить привлекательность образовательной организации в глазах потенциальных студентов. Следует ли в целях повышения значимости общественной аккредитации ввести требования к тем организациям, которые проводят общественную аккредитацию?

Мельник Тимур Евгеньевич, старший научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Возможность проведения общественной аккредитации в сфере образования предусматривалась и Законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые закрепляется определение понятия «общественная аккредитация». В соответствии с ч. 2 ст. 96 указанного Федерального закона это признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Таким образом, результатом общественной аккредитации является подтверждение соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, определенным критериям. Общественная аккредитация не может подменять собой государственную аккредитацию образовательной деятельности, то есть аккредитующие организации не могут проверять организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на соответствие ее деятельности федеральным государственным образовательным стандартам. В части значения общественной аккредитации позиция законодателя остается неизменной. В обобщенном виде ее можно сформулировать следующим образом: наличие или отсутствие общественной аккредитации не может служить основанием для принятия юридически значимых решений со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления. В законе особо подчеркивается, что общественная аккредитация не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Это значит, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, в случае получения общественной аккредитации не могут ставить вопрос об увеличении государственного финансирования, а организации, проводящие общественную аккредитацию, должны обеспечивать ее проведение за счет собственных средств. Законодательное регулирование общественной аккредитации в области образования осуществляется посредством предоставления прав определенным субъектам в системе образования. Во-первых, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, законом предоставлено право получать общественную аккредитацию. Общественная аккредитация проводится по инициативе самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Законодателем подчеркивается, что общественная аккредитация возможна исключительно на добровольной основе. Таким образом, принуждение организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к получению общественной аккредитации не допускается ни стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, ни стороны самих организаций, проводящих общественную аккредитацию. Требования о необходимости согласования организацией, осуществляющей образовательную деятельность, решения о получении общественной аккредитации с учредителем не установлено. Не ограничивается также и число получаемых общественных аккредитаций. Во-вторых, признается право на проведение общественной аккредитации со стороны различных организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» проводить общественную аккредитацию могут российские, иностранные и международные организации. В то же время в качестве аккредитующих организаций указаны исключительно общественные организации (ч. 2 ст. 96). Но такое ограничение аккредитующих организаций, то есть отнесение к ним только общественных организаций, не согласуется с определением понятия «общественная аккредитация», в котором предусмотрена возможность проведения общественной аккредитации различными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы. Что касается требований к аккредитующим организациям, то законом они не устанавливаются, то есть не предполагается какой-либо разрешительный режим для доступа организаций к проведению общественной аккредитации на территории Российской Федерации. Хотя уже встречаются предложения по ограничению числа организаций, имеющих право проводить общественную аккредитацию образовательных организаций, например, сохранив его только за общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей, общероссийскими общественными объединениями, саморегулируемыми организациями, а также уполномоченными ими организациями. Но такие предложения пока не получили достаточного обоснования, так не ясно, в чем особый уникальный компетенционный статус общероссийских объединений работодателей. Следует также отметить, что исключение из перечня организаций, проводящих общественную аккредитацию, организаций, не являющихся региональными, не учитывает потребности региональных образовательных систем, оценку деятельности образовательных организаций которых могли бы давать организации, действующие на уровне субъекта Российской Федерации или межрегиональном уровне. В действующем законодательстве на организации, проводящие общественную аккредитацию, все же возлагаются определенные обязанности. Им вменяется обеспечивать открытость и доступность информации о порядке проведения общественной аккредитации (ч. 7 ст. 96). Данная норма закона позволяет получать соответствующую информацию не только непосредственно организациям, осуществляющим образовательную деятельность, но также и органам государственной власти, органам местного самоуправления, обучающимся, их законным представителям и иным гражданам. Устанавливая требования об открытости и доступности информации о порядке проведения общественной аккредитации, государство тем не менее не ограничивает способы реализации данной обязанности. В современных условиях оптимальным способом информирования о порядке общественной аккредитации является размещение информации в сети «Интернет», что не исключает и иных способов. Общественная аккредитация, в какой-то степени, имеет сходство с саморегулированием. Как известно, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»). И саморегулирование, и общественная аккредитация предполагают установление определенных норм (правил, стандартов, критериев, требований), которые позволяют провести оценку качества деятельности организаций, включенных в систему саморегулирования или участвующих в общественной аккредитации в области образования. Таким образом, по содержанию саморегулирование и общественная аккредитация во многом тождественны. Но строго юридически, по формальным признакам, это все же разные виды деятельности. Как следует из Федерального закона «О саморегулируемых организациях», саморегулирование осуществляется субъектами предпринимательской деятельности или субъектами профессиональной деятельности. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности – физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст. 2). Из данной нормы следует, что по субъектном составу саморегулирование и общественная аккредитация совпадают только в части тех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» относит к организациям, осуществляющим обучение. В связи с этим следует напомнить, что организациями, осуществляющими обучение, являются юридические лица, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). При этом юридические лица в этом случае могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Таким образом, необходимо уточнить, что субъекты саморегулирования и субъекты общественной аккредитации в области образования совпадают только в части организаций, осуществляющих обучение и являющихся коммерческими организациями. Большая часть организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются некоммерческими, т. е. основная их деятельность не является предпринимательской, а соответственно, субъектами саморегулирования они выступать не могут. Кроме того, что субъектный состав саморегулирования и общественной аккредитации в области образования совпадает только в незначительной части. Отличием этих видов деятельности является также то, что саморегулирование предполагает обязательное объединение субъектов саморегулирования в специальную некоммерческую организацию – саморегулируемую организацию (ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»). Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 3). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» общественная аккредитация не предполагает обязательного членства в какой-либо организации, в том числе в организации, осуществляющей общественную аккредитацию. Такой вариант не исключается, но только как возможность вступления в члены. Например, организации, проводящие общественную аккредитацию, используют механизм общественной аккредитации как условие вступления в члены такой организации. Но следует еще раз подчеркнуть, что по общему правилу, установленному Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», общественная аккредитация не обусловлена вступлением в члены какой-либо организации.

Показать полностью

Андреева Ольга Валентиновна, ст. преподаватель НОУ ВПО «МИЭПП»

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предлагается ввести сетевую форму реализации образовательных программ, конкретизировать возможности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В связи с этим возникает вопрос: Каким образом будет происходить дистанционное образование, и для каких групп обучающихся оно будет создано?

Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Предлагается ввести дистанционные технологии обучения детей по двум направлениям: 1 Дети с ограниченными возможностями здоровья; 2 Дети, проживающие в удаленных населенных пунктах. По первому направлению, касающихся детей с ограниченными возможностями. Эту группу можно будет разделить на три направления: 1. Первая группа – дети, которые по своему умственному развитию отстают. И не могут с другими детьми наравне воспринимать знания. Однако, по медицинским показаниям они обучаемы. 2. вторая группа – дети, которые по своему умственному интеллекту не отстают в развитии, но в силу постоянных физиологических отклонений не могут наравне с другими детьми получать знания; 3. третья группа – дети, которые не отстают в умственном развитии и у них нет постоянных физиологических отклонений, а есть временные изменения в физиологии, которые в течении небольшого времени восстанавливаются. По второму направлению. Есть населенные пункты, где в них проживают не более 7-15 детей разного возраста. И не целесообразно с экономической точки зрения открывать школу. Таких населенных пунктов в одном регионе может быть множество. Поэтому здесь дистанционное обучение будет считаться достаточно выгодным.

Показать полностью

Зеленщикова М.А., педагог-психолог МАДОУ Детский сад № 14 «Подмосковье»

Имеет ли право социальный педагог обследовать условия проживания ребенка в семье?

Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

О праве социального педагога обследовать условия проживания ребенка в семье. В соответствии с Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 14.09.2009 г. № 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423" обследование несовершеннолетних граждан и их семей осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей. Из Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" следует, что отдельные полномочия органов опеки и попечительства могут быть переданы, в том числе образовательной организации, в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей. К таким полномочиям относятся: а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей; б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Указанные полномочия осуществляются образовательными организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства. Для осуществления полномочий руководитель образовательной организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность образовательной организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех вышеуказанных полномочий, так и одного из них. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или образовательную организацию устные и письменные обращения юридических и физических лиц. Обследование проводится уполномоченным специалистом образовательной организации, которым может быть социальный педагог. Полномочие социального педагога по обследованию условий проживания ребенка мигранта закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации.

Показать полностью

Своротенина А.В., обучающийся, Институт детства Московского педагогического государственного института

Как педагог и образовательная организация могут осуществить выбор учебников и учебных пособий и приобрести их?

Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

О выборе учебников и учебных пособий, а также об их приобретении. Образовательные организации и педагогические работники в соответствии с ч.4. ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для использования при реализации программа начального общего, основного общего, среднего общего образования выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» при комплектовании фонда школьной библиотеки на следующий учебный год: выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой образовательной организацией; для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии. В случае невозможности соблюдения преемственности в рамках одной предметно-методической линии - в изучении учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования; учебники и учебные пособия должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС007/2011) и санитарным правилам СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования». Образовательная организация вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 . Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729. Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru. Приобретение учебников, учебных пособий может осуществляться посредством одного из двух вариантов: 1) составления заявки, в том числе на приобретение учебников, учебных пособий в электронной форме и направление ее в орган управления образованием муниципального района (городского округа); 2) осуществления закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет средств, полученных из бюджета на оказание муниципальных услуг. Минобрнауки России в своем письме от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» рекомендует при заключении договоров на поставку учебников необходимо: а) предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников или возможность возврата денежных средств; б) учитывать, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.

Показать полностью

Шальнова Людмила Александровна, старший преподаватель НОУ ВПО «МИЭПП»

В чем заключаются проблемы правового регулирования информатизации образовательного процесса?

Баранков Владимир Леонидович , научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

О проблемах правового регулирования информатизации образовательного процесса. Информатизация общества в целом и образования в частности в настоящее время не вызывает сомнения. Программы дистанционного обучения с использованием сети Интернет получают широкое применение в силу большей доступности с точки зрения доступа к обучению, стоимости обучения и так далее. При этом, сфера информационных технологий по – прежнему остается вне правового поля (несмотря на существующие общие нормативные правовые акты), что для образовательной деятельности может стать проблемой и, соответственно, вызвать проблемы в отношениях между субъектами образовательной деятельности, участниками образовательного процесса. Информатизация образовательного процесса является способом модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Однако, переход к обучению с использованием компьютерных технологий требует решения множества проблем, в том числе и правовых. Следует выделить два основных проблемных направления по рассматриваемой теме: правовая защита информации, в том числе, интеллектуальной собственности в сети Интернет при использовании в обучении с использованием компьютерных технологий и, непосредственно, правовое регулирование самого образовательного процесса, осуществляемого посредством компьютерных технологий. Решение по защите интеллектуальной собственности (а именно программного обеспечения) при непосредственном использовании в образовательном процессе, заключается в разработке правовых норм, регламентирующих доступное использование программных продуктов в образовательных целях или их некоммерческое использование образовательными организациями. Решение в сфере правового регулирования «информатизированного» образовательного процесса заключается в конкретизации и дополнении существующих правовых норм, регулирующих образовательную деятельность, с учетом особенностей использования компьютерных технологий.

Показать полностью

Все права защищены © 2018 г.