Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

28 августа 2015

Автор: Загоскина Татьяна Викторовна, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр ПМСС» г. Вологды


Права педагогических работников на повышение квалификации .

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном...

Подробнее

28 августа 2015

Автор: Тарасенко А.В., методист МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района Ростовской области


Права и обязанности участников образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагогические работники, родители (законные представители). Права детей охраняются Конвенцией о правах ребёнка...

Подробнее

28 августа 2015

Автор: Плюгина Инна Владимировна, к.ю.н., и.о. ведущего научного сотрудника ИЗиСП при Правительстве РФ


Правовые проблемы обеспечения защиты прав и свобод педагогических работников в конфликтных ситуациях.

В действующем законодательстве в сфере образования акцент сделан на защите           прав обучающихся, что вполне обоснованно с учетом особенностей их правового положения как участника образовательных отношений. В то же время вопросам, связанным с защитой прав и свобод педагогических работников, уделяется меньше внимания, в результате в определенных ситуациях возникают проблемы, требующие дополнительной нормативной регламентации. В частности, на сегодняшний день отсутствует действенный механизм защиты педагогического работника, оказавшегося в конфликтной ситуации с руководителем образовательной организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность, либо с представителями органов её управления.

Подробнее

28 августа 2015

Автор: Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник ИЗиCП при Правительстве Российской Федерации


Права и обязанности педагогических работников при реализации сетевой, электронной и дистанционной формы образовательных программ.

Права и обязанности педагогических работников – это одна из наиболее острых проблем.

Подробнее

28 августа 2015

Автор: Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП приПравительстве Российской Федерации


Социальные права педагогических работников.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил меры социальной защиты педагогических работников. В качестве наиболее значимой новации в социальном смысле является право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Вместе с тем Федеральный закон не дает четкого ответа на вопрос, к компетенции какого уровня публичной власти относится реализация данного полномочия. Кроме того, анализ российского законодательства, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации, также не содержит необходимых элементов правового механизма реализации данного права.

Подробнее

28 августа 2015

Автор: Паншина Ольга Николаевна, директор БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС»


Права, обязанности и ответственность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, закрепленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

В cоответствии с главой 5. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ педагогические работники организаций, осуществляющих...

Подробнее

27 августа 2015

Автор: Ярковая Марина Викторовна, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр ПМСС


Право педагогических работников на охрану труда.

Несмотря на то, что труд педагога не является потенциально опасным (не связан с непосредственным риском получения травм или заболеваний в процессе трудовой деятельности)...

Подробнее

27 августа 2015

Автор: Токарева Ирина Алфеевна, директор БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г. Вологда


Правовая ответственность педагогических работников.

Педагогические работники - это физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые...

Подробнее

27 августа 2015

Автор: Сычёва Елена Владимировна, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии при БОУ ВО «Областной центр ПМСС» г. Вологда


Права и обязанности педагогических работников – членов психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с приказом Департамента Вологодской области от 31.12.2014 № 3162 «Об утверждении графиков, места работы, составов Центральной и Территориальных психолого...

Подробнее

27 августа 2015

Автор: Соболева М.Е., заместитель директора БОУ ВО «Областной центр ПМСС» (г. Вологда)


Права педагогических работников при оказании платных услуг.

Современные условия жизни – динамика и темп, возрастающая потребность в услугах педагогических работников, возросший уровень родительских притязаний – все это вызывает...

Подробнее

27 августа 2015

Автор: Силинская Юлия Павловна, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр ПМСС»


Обязанности педагога-психолога при работе с персональными данными обучающихся.

Нормы федерального законодательства, устанавливающие запреты и требования при работе с информацией о гражданах и их семьях, основаны на Конституции Российской Федерации...

Подробнее

27 августа 2015

Автор: С.В. Жертовская, ведущий специалист Управления образования Администрации Неклиновского района Ростовской области


О правах и обязанностях педагогических работников.

Одной из новелл Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является более подробное установление правового статуса педагогических работников образовательных организаций.

Подробнее

27 августа 2015

Автор: Гапузова Л.А., методист МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района


Права и обязанности педагогических работников.

1.Педагогические работники Школы имеют право на: 

Подробнее

26 августа 2015

Автор: Горбачева Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии НИУ МИЭТ


Основные права и обязанности педагогических работников.

Общий круг основных общих прав и обязанностей педагогических работников представлен в Законе РФ «Об образовании». На педагогических работников, как и на остальных граждан РФ, распространяются все нормы права, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах. Но кроме этого, их профессиональную деятельность,  регулирует, а также регламентирует их права и обязанности   ФЗ № 273, в  частности: статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. 

Подробнее

26 августа 2015

Автор: Белаенко Надежда Васильевна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»


Об образовательном цензе .

Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Подробнее

26 августа 2015

Автор: Лямцева Людмила Ивановна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»


Права и обязанности педагогических работников в законах субъектов Российской Федерации до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Используя полномочия, предоставленные федеральным законодательством, субъекты Российской Федерации приняли значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, включая акты, касающиеся педагогических работников [1].

Подробнее

26 августа 2015

Автор: Шкуратенко А.И., заведующий МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района Ростовской области


Права и обязанности педагогических работников.

Обязанности педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Подробнее

26 августа 2015

Автор: М.А.Гавриленко, консультант отдела общего образования комитета образования администрации города Тамбова


Аттестация педагогических работников: право или обязанность.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ сохраняет два сложившихся вида аттестации педагогических работников – в целях подтверждения...

Подробнее

26 августа 2015

Автор: Невядомская Нина Романовна, начальник отдела общего образования комитета образования администрации города Тамбова


Обеспечение мер социальной поддержки педагогическим работникам на региональном и муниципальном уровнях в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Впервые в новом Федеральном законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для повышения социальной значимости и престижа педагогического труда.

Подробнее

26 августа 2015

Автор: Плюгин Владимир Николаевич, преподаватель Брянского филиала МИИТ (г. Брянск)


Налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях: проблемы правового регулирования.

Жилищное обеспечение педагогических работников рассматривается в качестве одной из основных мер стимулирующего характера, способствующей преодолению проблемы привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие образовательную деятельность. Вместе с тем её применение на практике затруднено, что в первую очередь можно объяснить отсутствием или недостаточным количеством жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также проводимой организацией политикой по решению жилищных проблем работников (иногда соответствующие жилые помещения сдаются в аренду, а не предоставляются нуждающимся в жилищном обеспечении работникам).

Подробнее

Дискуссия


Паншина Ольга Николаевна, директор БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС»

В настоящее время проходит утверждение Устав нашей организации, в соответствие с которым мы будем относиться к организациям, осуществляющим обучение. В статье 21 п.2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников таких образовательных организаций. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» закреплено право педагогических работников организации, осуществляющей обучение, на продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 56 дней. В Постановлении Правительства РФ от 08 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» эти должности присутствуют. Вопрос: Будут ли со вступлением в силу нового Устава и переименованием организации сохраняться право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск?

Путило Наталья Васильевна, к.ю.н., зав. отделом социального законодательства ИЗиСП при Правительсве РФ

В настоящее время проходит утверждение Устав нашей организации, в соответствие с которым мы будем относиться к организациям, осуществляющим обучение. В статье 21 п.2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников таких образовательных организаций. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» закреплено право педагогических работников организации, осуществляющей обучение, на продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 56 дней. В Постановлении Правительства РФ от 08 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» эти должности присутствуют. Вопрос: Будут ли со вступлением в силу нового Устава и переименованием организации сохраняться право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск? Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» должности, указанные в разделе 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», предполагают право на отпуск в количестве 42 календарных дней вне зависимости от того, в образовательной ли организации работает педагог, или же в организации, осуществляющей обучение. Это такие должности как: ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, начальник института, доцент, заведующий кафедрой, начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, преподаватель, старший преподаватель, воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, руководитель физического воспитания, социальный педагог, старший вожатый, старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, тьютор, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Если лица, занимающие указанные должности, работают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, то продолжительность их отпуска составляет 56 дней. Таким образом, от статуса организации (который отражен в уставе) зависит продолжительность отпуска педагогического работника.

Показать полностью

Арефьева Татьяна Владимировна, методист ГАПОУ РО "РКТМ"

Какими нормативными документами должен регулироваться порядок оплаты труда преподавателя, участвующего в реализации сетевых образовательных программ согласно ст. 15 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", если согласно договору о сетевой форме реализации образовательных программ обучающиеся приходят на обучение в наш колледж из другого учебного заведения и не являются нашим контингентом. Должен ли этот порядок быть прописан в договоре?

Глазырин Тимофей Сергеевич, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Согласно части 4 статьи Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью, в котором указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. В Законе об образовании предусмотрено предоставление дополнительного образования по двум видам дополнительных образовательных программ: (1) дополнительные общеобразовательные программы (ДОП) и (2) дополнительные профессиональные программы (ДПП). Каждый из данных видов имеет подвиды: ДОП – (а) общеразвивающие и (б) предпрофессиональные программы, ДПП – (а) программы повышения квалификации и (б) программы профессиональной переподготовки. По действующему законодательству лицензированию подлежит образовательная деятельность, которая (как лицензируемый вид деятельности) включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Перечень таких программ приведен в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее – Положение). Таким образом, обладатель лицензии может осуществлять образовательную деятельность только по тем образовательным программам, которые на основании Положению указаны в приложении к лицензии. В Положению о лицензировании образовательной деятельности приведены 20 видов образовательных программ, на реализацию которых выдаются лицензии. В их числе: ― реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (пункт 16); ― реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных предпрофессиональных программ (пункт 17); ― реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (пункт 18); ― реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (пункт 19). Таким образом, наличие лицензии «на проведение дополнительного образования детей и взрослых» (имеется ввиду, наверно, реализация дополнительных общеразвивающих программ) не дает права организации, осуществляющей обучение, проводить дополнительное профессиональное образование и выдавать удостоверение о профессиональной переподготовке.

Показать полностью

Мамцева Вера Владимировна аспирант кафедры романо-германской филологии Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева

Есть ли у педагогических работников право на пользование материально-техническими и иными фондами образовательных организаций?

Путило Наталья Васильевна, к.ю.н., зав. отделом социального законодательства ИЗиСП при Правительсве РФ

Согласно ст. 57 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В настоящее время лишь в исключительно редких случаях на сайтах образовательных организаций размещены акты, непосредственным образом выполняющие прямые указания Федерального закона. Значительно большим количеством представлены акты, касающиеся порядка пользования обучающимися лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта. Что касается педагогических работников, то имеющееся нормативное регулирование на уровне образовательных организаций сведено, как правило, к пользованию методическими услугами (фондами) образовательной организации. При этом не во всех случаях выполняется требование Федерального закона о природе регулирования: вместо принятия локального нормативного акта образовательная организации ограничивается принятием индивидуального распорядительного акта – приказа директора. Наиболее распространено принятие актов о методическом кабинете (положение) и пользовании методическими услугами (порядок). Так, в положениях о методических кабинетах образовательных организаций дошкольного образования, как правило, устанавливается порядок обеспечения пользования педагогами учебными и методическими пособиями, дидактическими играми, методическими разработками и информационно-коммуникационными сетями. Методический кабинет формирует фонд учебной литературы, пособий, материально-технические средства, информационные источники, видеотеки, осуществляет учет объектов, входящих в данный фонд, обеспечивает их сохранность и несет за них материальную ответственность. Методические кабинеты осуществляют информационное обслуживание педагогов посредством предоставления информационных ресурсов на различных носителях; поддерживают деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.). Образовательная организация создает комплект учебно-методической литературы, художественных, научных, справочных, педагогических и научно-популярных произведений, документов на традиционных и нетрадиционных носителях информации, информирует педагогов о перечне методического фонда, обеспечивает доступ педагогических работников к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования методических, информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); игровом (дидактические игры и пособия); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях при условии компьютеризации библиотеки.

Показать полностью

Шальнова Людмила Александровна, старший преподаватель НОУ ВПО «МИЭПП»

Имеются ли какие-либо особенности предоставления длительного отпуска педагогическим работникам негосударственных образовательных организаций?

Махник Дмитрий Иванович, научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы. При этом, порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных организаций, учредителем которых является Министерство образования и науки Российской Федерации или в отношении которых оно осуществляет полномочия учредителя, установлены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2000 г. № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Следует обратить внимание, что для других образовательных организаций (например, для негосударственных образовательных организаций) вышеуказанный нормативный акт носит рекомендательный характер. Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает права педагогических работников этих организаций на длительный отпуск в силу положения ст. 335 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 4 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом порядок и условия предоставления такого отпуска педагогическим работникам негосударственных образовательных организаций регулируется локальным нормативным актом образовательной организации.

Показать полностью

Андреева Ольга Валентиновна, ст. преподаватель НОУ ВПО «МИЭПП»

В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» даны основные понятия, которые используются в данном законе. Среди них есть определение такого понятия как педагогический работник. Это: «педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следует ли внести в данное определение то, что педагогический работник должен обладать средним или высшим образованием?

Баранков Владимир Леонидович , научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Поскольку федеральный закон ввел точное определение педагогического работника в статье, дав тем самым ему точную характеристику, на которую следует в дальнейшем опираться, то такая формулировка должна быть достаточно определенной, без какого-либо двойного рассмотрения. О том, что следует ли добавить в определение педагогического работника то, что он должен иметь соответствующее образование, предполагается обязательным. Это определение должно читаться следующим образом: «педагогический работник - физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее образование, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». На педагогического работника накладываются определенные права и обязанности, которые отличаются от прав и обязанностей тех лиц, которых образовательные учреждения привлекают для образовательной деятельности. Поэтому более точное указание на такое отношение к их образованию будет более точным.

Показать полностью

Данилина Ирина Павловна, заведующая структурным подразделением № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»

Какие требования к прохождению аттестации педагогических работников установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?

Егошина Любовь Александровна, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП при Правительстве РФ

Аттестация направлена на определение соответствия работников занимаемым ими должностям или выполняемой работе; установление соответствия уровня профессиональной подготовленности работников заявленной квалификационной категории; выявление необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника. В настоящее время российское законодательство не дает легального определения понятию «аттестация». Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) также не содержит понятия аттестации, не определяет задачи, принципы, процедуры ее проведения. Вместе с тем ТК РФ решение некоторых вопросов связывает с результатами аттестации: результаты аттестации влекут за собой определенные правовые последствия, в том числе – увольнение. В настоящее время правовой основой для проведения аттестации педагогических работников является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с названным Законом аттестация педагогических работников проводится в целях: 1. подтверждения соответствия работника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава); 2. установления квалификационной категории (по желанию работника). Аттестация проводится аттестационными комиссиями, порядок формирования которых зависит от цели аттестации. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности осуществляется на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, которые самостоятельно формируются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Такая аттестация проводится один раз в пять лет (ч. 2 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Аттестация в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно ч. 4 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Во исполнение названного Федерального закона Министерством образования и науки Российской Федерации принят ряд нормативных актов, в том числе: приказ от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок); приказ от 28 июля 2014 г. № 795 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников». В указанном Порядке закреплены основные правила, задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников. В соответствии с п. 3 Порядка аттестация проводится в целях: – стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; – определения необходимости повышения квалификации педагогических работников; – повышения эффективности и качества педагогической деятельности; – выявления перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; – учета требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; – обеспечения дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. Что касается основных принципов проведения аттестации, то к ним относят гласность и открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, коллегиальность и недопустимость дискриминации при проведении аттестации (п. 4 Порядка). Рассмотрим аттестацию, которая проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Данной аттестации посвящен II раздел Порядка. Такая аттестация проводится в обязательном порядке один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Оценивает профессиональные качества работника аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая организацией, в которой планируется проведение аттестации. Работодатель издает приказ о создании аттестационной комиссии, в котором указывает состав и порядок работы. В состав аттестационной комиссии организации включается председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. Также в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Как указывает Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации (далее – Пленум ВС РФ) от 17.03.2004 № 2 (подп. «б» п. 24) в случае расторжения трудового договора с педагогическим работником по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодателю необходимо представить доказательства того, что в состав аттестационной комиссии входил представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Согласно Порядку работодатель в первую очередь издает приказ о создании аттестационной комиссии, а затем – распорядительный акт о графике проведения самой аттестации. Не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации работодатель обязан ознакомить с ним педагогических работников под роспись. После того как стали известны имена педагогических работников, подлежащих аттестации на соответствие занимаемой должности, работодатель готовит на каждого из них представление, в котором должны содержаться следующие сведения о работнике: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии); 2) наименование должности на дату проведения аттестации; 3) дата заключения по этой должности трудового договора; 4) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; 5) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; 6) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); 7) мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. С данным представлением работодатель обязан ознакомить педагогических работников не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации под роспись. В случае если работодатель нарушит срок и ознакомит работника с представлением менее чем за 30 календарных дней, то следует считать это нарушением со стороны работодателя установленных правил. Однако в трудовом законодательстве нигде не указываются, влечет ли это какие-либо последствия для работодателя и будет ли аттестация признана в дальнейшем законной? Полагаем, что в данной ситуации работник после прохождения аттестации может обратиться в суд. Если судом на основании представленных работником доказательств будет установлено, что несвоевременное ознакомление его с представлением повлияло на результаты аттестации, решение аттестационной комиссии в связи с нарушениями подготовительной процедуры аттестации может быть судом отменено. По установленным в Порядке правилам после ознакомления с представлением у педагогического работника появляется право представить по собственному желанию в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу). Такие сведения работник в день своей аттестации передает аттестационной комиссии. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт. После того, как все подготовительные действия перед аттестацией завершены (т.е. в официальном порядке стало известно о составе аттестационной комиссии, графике ее проведения, списках педагогических работников, подлежащих аттестации и пр.), то проводится уже и сама аттестация. Это важная и ответственная процедура как для работников, так и для работодателя. Аттестация проводится с участием педагогического работника. В случае его отсутствия в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительной причине (временная нетрудоспособность, оплачиваемый или иной отпуск, служебная командировка и т.п.), аттестация переносится на другую дату, а в график аттестации вносятся соответствующие изменения. Об этих изменениях работодатель обязан знакомить работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. Решение комиссии о соответствии работника занимаемой должности считается принятым, если за его проголосовало не менее 50% членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. В случае если голоса членов аттестационной комиссии разделились поровну, работник будет также признан соответствующим занимаемой им должности. Педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, также проходит аттестацию. В этом случае он не участвует в голосовании по своей кандидатуре. По результатам аттестации на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: работник соответствует занимаемой должности или не соответствует. Если работник признан соответствующим занимаемой должности, то аттестационная комиссия может рекомендовать работодателю повысить его в должности, поощрить, установить надбавки к заработной плате, повысить должностной оклад, либо дать другие рекомендации. При отрицательном результате аттестации работодатель обязан предложить педагогическому работнику перевод на другую работу. При несогласии работника на перевод, у работодателя появляется право на расторжение с ним трудового договора по п. 3 ст. 81 ТК РФ. Пленум ВС РФ также обращает внимание на то, что выявление недостаточной квалификация работника, которую должен доказать работодатель, может выражаться в отсутствии необходимых знаний и навыков, исключающих возможность нормального выполнения обязанностей по конкретной должности или работе при надлежащих условиях труда. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования и заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании. Протокол хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника. Порядком установлены следующие категории работников, которые не проходят аттестацию: а) имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами "г" и "д", возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е", возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. Какое значение имеет решение аттестационной комиссии для работодателя? Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Учитывая, что именно работодатель может как прислушаться к ним, так и принять свое собственное решение. Результаты аттестации на соответствие занимаемой должности педагогические работники вправе обжаловать в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отличие от аттестации, проводимой для подтверждения соответствия занимаемой должности, аттестация педагогических работников в целях установления соответствия уровня их квалификационным категориям, проводится исключительно в добровольном порядке. Основанием для такой аттестации является заявление работника. Данной аттестации посвящен раздел III Порядка. Работник подает заявление самостоятельно. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет без права на дальнейшее продление после истечения указанного срока. После истечения указанного срока работник может вновь обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Аттестационные комиссии, как указывалось выше, формируются в зависимости от ведомственной подчиненности органам исполнительной власти. При формировании комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. Также как и при аттестации на соответствие занимаемой должности в состав аттестационных комиссий аттестации на установление квалификационной категории включается представитель соответствующего профсоюзного органа. Рассмотрим процедуру проведения данной аттестации поэтапно. Педагогический работник подает заявление в аттестационную комиссию, в котором указывает квалификационную категорию и должность, по которой он желает пройти аттестацию, независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого: а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории; б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации. В соответствии с п. 33 Порядка продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией должна составлять не более 60 календарных дней. После того, как все подготовительные процедуры пройдены, проводится аттестация на установление квалификационной категории. Что касается правомочности и порядка принятия решений аттестационной комиссии, то они идентичны с правилами проведения аттестации на соответствие занимаемой должности. Также у педагогического работника есть право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам для присвоения первой квалификационной категории: стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662; выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации. Для присвоения высшей квалификационной категории к педагогическому работнику предъявляются дополнительные требования. Высшая квалификационная категория устанавливается, как правило, педагогическим работникам, имеющим уже первую квалификационную категорию. При этом учитываются: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. Также очень важен вопрос о форме проведения аттестации. Выбор формы проведения аттестации постольку, поскольку он не затрагивает прав и интересов работников, может осуществляться работодателем и закрепляться в локальном положении о проведении аттестации. В современных условиях получили распространение тестовые испытания, которые применяются при проведении как аттестации по поводу подтверждения квалификации, допуска к проведению работ определенного вида, так и обычной периодической аттестации. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории). Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосования, и вступает в силу со дня его вынесения. В случае признания работника, имеющего первую квалификационную категорию, не соответствующим высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая категория до завершения срока ее действия. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет". Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия. Решение аттестационной комиссии об установлении квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. При регулярном проведении аттестация можно объективно оценить и выявить деловые качества педагогических работников, их соответствие занимаемым должностям, уровень образования, а также принять меры на основании полученных результатов. Аттестация оказывают положительное влияние на дисциплину труда и качество выполнения педагогическими работниками профессиональных обязанностей.

Показать полностью

Все права защищены © 2018 г.