Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

24 июля 2015

Автор: Побудилина Оксана Валентиновна учитель общественных дисциплин, МАОУ «Речицкая СОШ» Почепского района Брянской области


Малокомплектные школы

Значительные изменения в правовом регулировании образовательных отношений связаны с новыми характеристиками статуса малокомплектных образовательных организаций. Если ранее предполагалось, что этот статус определяется субъектами Российской Федерации исходя исключительно их наполняемости классов, то сегодня это полномочие также осталось у субъектов Российской Федерации, но установлены дополнительные критерии, которые могут быть взяты субъектами Российской Федерации за основу при определении правового статуса малокомплектной школы. Однако пока не все субъекты Российской Федерации используют критерии удаленности образовательных организаций от иных образовательных организаций и транспортной доступности. Сохраняется ориентация исключительно на численность обучающихся. 

Согласно ч. 4 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся. При этом нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования предусматривают в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся, не только в отношении малокомплектных образовательных организаций, но и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, если они реализуют основные общеобразовательные программы.

Значительное количество субъектов Российской Федерации в отношении малокомплектных школ применяют акты, принятые до 1 января 2013 года и не учитывающие новые требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Субъекты Российской Федерации в целях реализации предписаний Федерального закона используют различные формы нормативных правовых актов:

  • наименее распространенной практикой является принятие специального закона по вопросам малокомплектных школ (Иркутская область),
  • во многих субъектах Российской Федерации в общем законе об образовании содержатся нормы, касающиеся малокомплектных школ (Ямало-Ненецкий автономный округ),
  • наиболее распространенной является практика регулирования статуса малокомплектных образовательных организаций специальными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • распространенной является практика установления критериев малокомплектности и определения перечня малокомплектных образовательных организаций не специальным актом, а актом финансово-правового характера (Владимирская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);
  • во многих субъектах Российской Федерации правовой статус малокомплектных  образовательных организаций устанавливается актами органов управления образованием (Астраханская область).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил 4 критерия, на основе которых образовательная организация может быть признана малокомплектной:

1) реализация основных общеобразовательных программ;

2) удаленность этих образовательных организаций от иных образовательных организаций;

3) транспортная доступность;

4) численность обучающихся.

При этом в отношении транспортной доступности и численности обучающихся федеральный законодатель использовал вариативную норму: 1) школа может быть признана малокомплектной исходя из транспортной доступности и численности обучающихся, 2) школа может быть признана малокомплектной исходя из численности обучающихся. Условия, связанные с реализацией общеобразовательных программ и удаленности образовательных организаций, исходя из норм закона, должны обязательно учитываться при определении малокомплектных школ.

Однако анализ актов субъектов Российской Федерации показал, что предложенный на федеральном уровне подход практически нигде не используется. Вместо этого существует несколько вариантов определения малокомплектных школ.

1) Малокомплектными признаются школы с определенной наполняемостью классов и не имеющие параллельных классов (наполняемость различается для сельской местности и города). Критерии удаленности и транспортной доступности не используются (Иркутская область).

2) Для признания малокомплектной муниципальной дошкольной образовательной организации используются критерии средней наполняемости, отсутствие иных групп, и критерий удаленности (не менее 100 километров)- Иркутская область.

3) Малокомплектными сельскими образовательными организациями признаются определенные виды образовательных организаций (начальные общеобразовательные школы, начальные школы-детские сады, прогимназии, филиалы (отделения) общеобразовательных организаций, реализующие программу начального общего образования) при выполнения условий по общей численности обучающихся и  расположенные в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (Тамбовская область).

4) Малокомплектной образовательной организацией признается организация не по совокупности критериев, а при наличии либо критерия общего количества обучающихся, либо удаленности от ближайшей общеобразовательной организации. При этом субъекты Федерации «дополняют» норму Федерального закона указывая, что к удаленности приравнивается изолированное положение образовательной организации по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, либо отсутствия дорог с твердым покрытием, либо наличия только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами.

В иных субъектах Российской Федерации требуется одновременно соблюдения как условий, установленных Федеральным законом, так и условий, «придуманных» на региональном уровне (Нижегородская область: - удаленность от базовой общеобразовательной школы более чем на 15 км; - невозможность проведения реструктуризации либо изолированное положение организации по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, либо отсутствие дорог с твердым покрытием, либо наличие только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами и (или) малочисленность обучающихся (при средней наполняемости классов менее 14 человек); - объем субвенции, выделяемый исходя из численности учащихся по нормативу, при этом недостаточен для содержания малокомплектной организации в течение всего календарного года; - необходимость обеспечения межрайонного взаимодействия по предоставлению мест в образовательных организациях детям из соседних (близлежащих) муниципальных районов и городских округов в рамках оптимизации сети общеобразовательных организаций.

В ряде субъектов Российской Федерации не воспринята установленная законом разница между малокомплектной школой и сельской школой. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе малокомплектными признаются лишь сельские образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Для признания в качестве малокомплектной организация должна быть расположена в сельском населенном пункте, должна отсутствовать транспортная связь, обеспечивающая возможность ежедневного подвоза детей,  средняя наполняемость классов (групп) не должна превышать 10 обучающихся, а общее количество обучающихся зависит от уровня общего образования.

Практически во всех субъектах Российской Федерации для признания школы малокомплектной необходимо ее включение в специальный перечень малокомплектных образовательных организаций, который, как правило, ежегодно утверждается актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом региональный законодатель ориентируется не на нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а на нормы финансово-бюджетного законодательства. Так,  в Республике Карелия перечень малокомплектных образовательных организаций устанавливается при формировании проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии со сведениями федерального статистического наблюдения об организациях, реализующих образовательные программы общего образования, на начало текущего учебного года.

В Брянской области согласно Закону Брянской области от 8 августа 2013 г.№ 62-З «Об образовании в Брянской области» к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности, с общим числом обучающихся до 15 человек в начальных общеобразовательных организациях, до 35 человек в основных общеобразовательных организациях, до 50 человек в средних общеобразовательных организациях. Если исходить из данных Указа Губернатора Брянской области от 15 февраля 2013 № 133 «Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Брянской области в 2013 году и на период до 2020 года», то в Брянской области было 310 малокомплектных школ, или 51,4% от общего количества[1] (603 образовательных учреждения с числом обучающихся 112466), в них обучалось 12,08% учащихся от общего контингента, но была поставлена задача по реорганизации образовательных учреждений с целью создания сети, состоящей из базовых школ и примыкающих к ним филиалов, чтобы способствовать сохранению малокомплектных учреждений в отдаленных или малонаселенных пунктах, но на экономически более выгодных условиях и с более качественной организацией образовательного процесса.

Перечень малокомплектных образовательных организаций должен ежегодно утверждаться Правительством Брянской области.

 



[1] В 2011 году было 383 малокомплектные школы, или 59% от общего количества.

Все права защищены © 2019 г.