Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Информационные материалы

Закон Вологодской области от 16 января 2007 года № 1553-ОЗ «О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области»


ЗАКОН ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 16.01. 2007 № 1553-ОЗ
«О НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

Настоящий закон области регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получение начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Вологодской области, в различных формах и объеме, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цели начального и среднего профессионального образования

 

Основными целями начального и среднего профессионального образования являются:

получение гражданами профессионального образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, потребностям общества в эффективной профессиональной деятельности граждан, потребностям экономики области в стабильном развитии;

подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квалификации, передовым технологиям и прогнозам развития отраслей экономики;

обеспечение квалифицированными кадрами организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области.

 

Статья 2. Региональная политика в области начального и среднего профессионального образования

 

1. Основными задачами региональной политики в области начального и среднего профессионального образования являются:

создание условий для развития личности в процессе получения начального и среднего профессионального образования;

предоставление гражданам бесплатного начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях области в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

предоставление гражданам на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях области в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

2. Приоритетными направлениями региональной политики в области начального и среднего профессионального образования являются:

удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах;

формирование социального заказа области на профессиональное обучение работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов с учетом потребностей рынка труда;

повышение образовательного уровня и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда;

создание условий для опережающего развития начального и среднего профессионального образования области в связи с возрастающей потребностью организаций в работниках квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистах среднего звена;

создание современной учебно-материальной и информационной базы обучения;

расширение перечня профессий и специальностей, предлагаемых обучающимся (в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

формирование механизма мониторинга и государственного регулирования востребованности и качества подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;

развитие партнерства в области начального и среднего профессионального образования;

осуществление дифференцированной социальной поддержки обучающихся, педагогических работников;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.

3. Органы государственной власти области разрабатывают и реализуют региональную политику в области начального и среднего профессионального образования на основе межведомственного подхода при участии работодателей, общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, молодежных организаций, иных объединений граждан.

4. Организационной основой региональной политики в области начального и среднего профессионального образования является областная программа развития начального и среднего профессионального образования.

 

Статья 3. Реализация права граждан на получение начального и среднего профессионального образования

 

1. Органы государственной власти области обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение ими общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области (далее - образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования) в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование этих уровней получается впервые. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, граждане Российской Федерации вправе неоднократно получать бесплатное профессиональное образование.

2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования могут дополнительно осуществлять прием обучающихся (сверх численности, финансируемой за счет средств областного бюджета) на платной основе.

3. Ограничения прав граждан на получение начального и среднего профессионального образования допускаются в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

 

Глава 2. СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ

 

Статья 4. Система начального и среднего профессионального образования области

 

Система начального и среднего профессионального образования области включает совокупность:

преемственных и интегрированных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;

сети реализующих их образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования различных организационно-правовых форм и видов;

органов исполнительной государственной власти области, имеющих в ведении учреждения начального и среднего профессионального образования;

общественных организаций, государственно-общественных координационных советов по подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов.

 

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования

 

1. Основные образовательные программы начального и среднего профессионального образования области реализуются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.

Абзацы второй - третий утратили силу.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

3. Реализация образовательных программ начального и среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в соответствии со специальными федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальным учебным планам, а также на основе сочетания различных форм организации образовательного процесса и сдачи квалификационных экзаменов в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальными возможностями обучающихся.

 

Статья 6. Реализация образовательных программ начального и среднего профессионального образования

 

1. Образовательные программы начального и среднего профессионального образования области реализуются в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в других образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования, в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.

2. Образовательные программы начального и среднего профессионального образования реализуются в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. В целях обеспечения непрерывности и интеграции всех уровней профессионального образования образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования осуществляют взаимодействие с соответствующими им по профилю образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе путем предоставления студентам учреждений высшего профессионального образования на платной основе возможности овладения рабочими профессиями и прохождения стажировки по соответствующему профилю подготовки.

4. Утратила силу.

 

Статья 7. Реализация иных образовательных программ и образовательных услуг в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования

 

1. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования могут реализовывать программы дополнительного образования детей, дополнительные профессиональные образовательные программы, программы переподготовки, повышения квалификации, а также профессиональной подготовки работников по ускоренной форме обучения.

2. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования могут создавать структурные подразделения, реализующие программы дополнительного образования детей художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой направленности для обучающихся.

3. Профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых трудовой деятельностью, и высвобождаемых работников осуществляются по дневной, вечерней (сменной) формам обучения с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.

 

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМ И СРЕДНИМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

Статья 8. Органы управления начальным и средним профессиональным образованием

 

1. Управление начальным и средним профессиональным образованием осуществляется органами исполнительной государственной власти области, имеющими в своем ведении образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

2. Орган исполнительной государственной власти области в сфере образования осуществляет:

лицензирование, государственную аккредитацию образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации);

координацию деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и их взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам формирования социального заказа области и иным вопросам, входящим в их компетенцию;

другие полномочия, установленные нормативными правовыми актами области.

 

Статья 9. Государственно-общественные координационные советы области по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов

 

1. В целях координации деятельности по подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, привлечения работодателей, научных и общественных организаций к поддержке начального и среднего профессионального образования в области Правительство области может создавать как временные, так и постоянно действующие областные, в том числе отраслевые, государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

2. Положения об областном государственно-общественном координационном совете по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов и об отраслевых государственно-общественных координационных советах по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов и их составы утверждаются Правительством области.

3. Органы местного самоуправления могут создавать координационные советы по содействию в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов на уровне муниципального образования.

 

Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 10. Сохранение здоровья обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования

 

1. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования области создают условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся в соответствии с нормами и требованиями, установленными федеральными и областными нормативными правовыми актами.

2. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования создают условия для получения обучающимися бесплатной психологической, медицинской, социальной помощи.

3. В образовательных учреждениях начального профессионального образования и в группах начального профессионального образования учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной государственной власти области, обучающиеся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета обеспечиваются бесплатным питанием.

 

Статья 11. Меры социальной поддержки обучающихся

 

1. Обучающимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств областного бюджета предоставляются меры социальной поддержки, установленные законодательством области.

2. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных денежных средств вправе самостоятельно предоставлять дополнительные меры социальной поддержки обучающимся в зависимости от их материального положения и академических успехов.

3. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья пользуются преимущественным правом на трудоустройство в соответствии с областным законодательством о квотировании рабочих мест.

 

Статья 12. Меры социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

 

1. Педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством области.

2. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования вправе в пределах своей компетенции самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки работников.

 

Глава 5. ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО

И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 13. Партнерство в области начального и среднего профессионального образования

 

1. Партнерство в области начального и среднего профессионального образования - особая форма взаимодействия образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями и их объединениями, органами государственной власти области, органами службы занятости, государственно-общественными координационными советами, профессиональными союзами, нацеленная на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса в вопросах подготовки и трудоустройства работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов.

2. Взаимодействие партнеров осуществляется на основе заключаемых ими договоров и соглашений, направленных на обеспечение основных аспектов модернизации начального и среднего профессионального образования в области по содержанию образования, кадровому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса, обеспечению соответствия структуры и объемов подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов потребностям отраслей экономики.

3. Основными направлениями взаимодействия партнеров в области начального и среднего профессионального образования являются:

содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования путем заключения образовательными учреждениями с организациями - заказчиками квалифицированных кадров и с учащимися образовательных учреждений договоров о трудоустройстве в соответствии с полученной профессией, специальностью (квалификацией);

привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации по подготовке квалифицированных работников (рабочих и служащих) и специалистов, учитывающих современные и перспективные региональные и отраслевые требования к уровню их подготовки, организации производственного обучения и производственной практики с использованием технологической базы организаций на условиях договоров, заключенных образовательными учреждениями с данными организациями, обеспечению контроля качества подготовки выпускников при проведении их государственной (итоговой) аттестации;

развитие взаимодействия образовательных учреждений с органами службы занятости населения по созданию условий для обеспечения занятости выпускников; заключение и реализация договоров о подготовке квалифицированных работников (рабочих и служащих) и специалистов;

привлечение образовательными учреждениями специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства, к проведению теоретических и практических занятий, руководству курсовым и дипломным проектированием;

привлечение финансовых средств работодателей на развитие образовательных учреждений, укрепление материально-технической базы учреждений, оказание материальной поддержки обучающимся в зависимости от их академических успехов;

использование и обновление работодателями материально-технической базы образовательных учреждений на договорной основе в целях обеспечения процесса обучения и переподготовки кадров.

3.1. Организациям, участвующим в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов для отраслей экономики, заключившим с государственными образовательными учреждениями начального (среднего) профессионального образования договор (соглашение) о подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, присваивается статус «Базовая организация государственного образовательного учреждения начального (среднего) профессионального образования».

Основания и порядок присвоения и отмены статуса «Базовая организация государственного образовательного учреждения начального (среднего) профессионального образования» определяются в Положении о базовой организации государственного образовательного учреждения начального (среднего) профессионального образования, прилагаемом к настоящему закону.

4. Законодательством области о налогах могут быть предусмотрены налоговые льготы организациям, вкладывающим средства в развитие профессионального образования, а также предоставляющим свое имущество в безвозмездное пользование учреждениям начального и среднего профессионального образования области.

 

Глава 6. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО

И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 14. Финансирование образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

 

1. Финансирование образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников.

2. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования вправе привлекать внебюджетные средства, в том числе:

доходы от предоставления платных образовательных услуг, предусмотренных законодательством и уставами образовательных учреждений;

добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством и уставами образовательных учреждений;

средства партнеров;

иные средства, разрешенные законодательством.

3. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования вправе использовать средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с уставными целями и сметой доходов и расходов в порядке, установленном действующим законодательством.

4. Привлечение образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования внебюджетных средств не влечет за собой снижения расходов, запланированных в областном бюджете на их финансирование.

 

Статья 15. Социальный заказ области на подготовку квалифицированных работников (рабочих и служащих) и специалистов

 

1. Социальный заказ на подготовку кадров в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования представляет собой сбалансированную совокупность потребностей населения и экономики области, которая формируется на основе прогнозных оценок развития экономики области, потребности организаций в кадрах, образовательной потребности населения, возможностей образовательных учреждений.

2. Порядок формирования социального заказа на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов устанавливается Правительством области.

3. Орган исполнительной государственной власти области в сфере образования на основании социального заказа ежегодно формирует контрольные цифры приема, объемы и профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области.

 

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 16. Вступление в силу настоящего закона области

 

Настоящий закон области вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением части 4 статьи 2.

Часть 4 статьи 2 настоящего закона области вступает в силу с 1 января 2008 года.

 

Все права защищены © 2017 г.