Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Информационные материалы

Закон г. Москвы от 29.06.2005 № 32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве»


29 июня 2005 года                                                                                                                                                        № 32

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получение начального профессионального и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы в различных формах и объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственными образовательными стандартами); определяет формы участия органов государственной власти города Москвы, предприятий и организаций города Москвы всех форм собственности, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области содействия занятости населения, государственно-общественных координационных советов города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров, профессиональных союзов в развитии начального и среднего профессионального образования в городе Москве, отвечающего потребностям профессионального развития и самоопределения личности, развития инфраструктуры и рынка труда города Москвы.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Понятие системы начального и среднего профессионального образования в городе Москве

 

Система начального и среднего профессионального образования в городе Москве включает: совокупность преемственных и интегрированных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сеть реализующих их образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования различных организационно-правовых форм, типов и видов; уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования, подведомственные ему учреждения и организации; объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере начального и среднего профессионального образования, государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

 

Статья 2. Цели начального и среднего профессионального образования

 

Основными целями начального и среднего профессионального образования являются:

1) получение гражданами профессионального образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, потребностям общества в эффективной профессиональной деятельности граждан, потребностям экономики города Москвы в стабильном развитии;

2) подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квалификации, передовым технологиям и прогнозам развития отраслей;

3) обеспечение квалифицированными кадрами предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы;

4) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

 

Статья 3. Политика города Москвы в области начального и среднего профессионального образования

 

1. Приоритетными направлениями политики города Москвы в области начального и среднего профессионального образования являются:

1) удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах, повышение их образовательного уровня;

2) обновление содержания начального и среднего профессионального образования, использование передовых педагогических технологий при предоставлении профессиональных образовательных услуг;

3) расширение перечня профессий и специальностей, предлагаемых гражданам с ограниченными возможностями здоровья (имеющим недостатки в физическом или психическом развитии) в образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования города Москвы;

4) повышение конкурентоспособности выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда города Москвы;

5) мониторинг состояния системы начального и среднего профессионального образования в городе Москве, совершенствование методов и механизмов прогнозирования ее развития, государственное регулирование подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов с учетом потребностей рынка труда города Москвы;

6) создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы;

7) совершенствование механизма взаимодействия государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с организациями промышленности и сферы услуг при подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов и повышении их квалификации;

8) формирование государственных заданий города Москвы на обучение работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов с учетом потребностей рынка труда города Москвы;

9) развитие различных форм партнерства;

10) осуществление дифференцированной, личностно ориентированной социальной поддержки обучающихся, студентов, педагогических и инженерно-педагогических работников;

11) многообразие, вариативность, преемственность и интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального образования;

12) сохранение и укрепление здоровья обучающихся, студентов.

2. Органы государственной власти города Москвы разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области начального и среднего профессионального образования на основе межведомственного подхода при участии работодателей, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере начального и среднего профессионального образования.

3. Организационной основой политики города Москвы в области начального и среднего профессионального образования является Московская целевая городская программа развития образования.

 

Статья 4. Государственные гарантии права граждан на получение начального и среднего профессионального образования

 

1. Органы государственной власти города Москвы гарантируют гражданам право на получение общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования города Москвы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственных образовательных стандартов), если образование данного уровня гражданин получает впервые.

2. Ограничения при поступлении в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования допускаются в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

3. Органы государственной власти города Москвы гарантируют гражданам с ограниченными возможностями здоровья создание специальных условий для получения начального и среднего профессионального образования, лечения, реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей на основе выбора профиля труда и обеспечения необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями.

4. Расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения ими начального и среднего профессионального образования полностью или частично покрываются за счет средств бюджета города Москвы. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются правовыми актами города Москвы.

 

Глава 2. СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Статья 5. Реализация основных и дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в городе Москве

 

1. Основные и дополнительные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования реализуются в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в иных государственных образовательных учреждениях, где созданы условия для реализации образовательных программ соответствующего уровня и направленности, в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом, а также в негосударственных образовательных организациях.

2. Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и основные и дополнительные профессиональные образовательные программы начального профессионального (в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации) и среднего профессионального (базовой подготовки и углубленной подготовки) образования, обеспечивающие последовательное повышение общеобразовательного и профессионального уровня обучающихся, студентов и рост конкурентоспособности выпускников на рынке труда города Москвы. Колледжи создаются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства, и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.

3. В целях обеспечения непрерывности и интеграции всех ступеней профессионального образования образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования города Москвы взаимодействуют с соответствующими им по профилю образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе путем предоставления студентам вузов на возмездной основе возможности овладеть рабочими профессиями и пройти стажировку по соответствующему профилю подготовки в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

4. Основные и дополнительные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования осваиваются в формах, в которых федеральным законодательством допускается освоение образовательных программ соответствующего уровня и направленности.

5. При интеграции основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования сроки их освоения могут быть изменены в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

6. Получение второго начального профессионального или среднего профессионального образования, независимо от формы обучения, производится за плату, вносимую обучающимися, студентами или направившими их предприятиями, организациями, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

7. Образовательные учреждения и организации начального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующие основные и дополнительные профессиональные образовательные и общеобразовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемый печатью соответствующего образовательного учреждения или организации.

8. Образовательные учреждения и организации, не имеющие государственной аккредитации, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией, заверяемый печатью учреждения или организации, форма которого определяется самим образовательным учреждением или организацией.

9. Основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы начального профессионального образования могут реализовываться в образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии в соответствии с федеральным законодательством.

10. Утратила силу.

Статья 6. Требования к основным и дополнительным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования

 

1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования для каждой профессии (специальности) и формы получения образования разрабатываются с учетом требований рынка труда, федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных основных образовательных программ, разработанных уполномоченными федеральными государственными органами, осуществляющими управление в сфере образования, и ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

2. Учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики, иные методические материалы учитывают региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и иные особенности и потребности города Москвы в работниках квалифицированного труда, а также образовательные потребности населения.

3. Дополнительные профессиональные образовательные программы включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и должны соответствовать федеральным государственным требованиям в случае, если их установление предусмотрено федеральным законом.

4. Для образовательных программ начального и среднего профессионального образования, основные требования к минимуму содержания и условиям реализации которых установлены государственными образовательными стандартами, включающими федеральный, московский региональный компоненты и компонент образовательного учреждения, обязательность соответствия указанным требованиям сохраняет свою силу до завершения обучения по таким программам лицами, поступившими на обучение по ним до 31 декабря 2010 года.

 

Статья 7. Реализация иных образовательных программ в образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования

 

1. Образовательные учреждения и организации начального и среднего профессионального образования могут реализовывать программы дополнительного образования детей, дополнительные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, программы профессиональной подготовки, а образовательные учреждения и организации среднего профессионального образования - также программы дополнительного профессионального образования (переподготовки, повышения квалификации), при наличии соответствующей лицензии.

2. В целях совершенствования воспитательной работы, координации взаимодействия образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в воспитании и дополнительном образовании детей, участия в мероприятиях федерального и международного уровня, предупреждения негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, осуществления программно-методического обеспечения в системе начального и среднего профессионального образования в городе Москве могут создаваться специализированные центры дополнительного образования детей художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой направленности.

3. Образовательные учреждения и организации начального и среднего профессионального образования по договорам с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области содействия занятости населения, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами могут осуществлять профессиональную подготовку в целях ускоренного приобретения обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ без повышения образовательного уровня.

4. При образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки за счет средств граждан или предприятий, учреждений и организаций, направивших их на обучение.

5. Подготовка, переподготовка, обучение второй профессии или специальности и повышение квалификации рабочих (служащих) и специалистов, незанятых граждан, а также высвобождаемых работников осуществляются с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в форме экстерната. Сроки и формы освоения соответствующих образовательных программ устанавливаются в соответствии с потребностями работодателя на основании заключенного договора, исходя из необходимости выполнения федеральных государственных требований по соответствующей профессии (специальности) в случае, если их установление предусмотрено федеральным законом.

 

Статья 8. Управление начальным и средним профессиональным образованием в городе Москве

 

 

Управление начальным и средним профессиональным образованием в городе Москве, координацию деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере начального и среднего профессионального образования, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования.

 

Статья 9. Государственно-общественные координационные советы города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров

 

1. В целях координации деятельности по подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, привлечения работодателей, представителей научных и общественных организаций к поддержке начального и среднего профессионального образования в городе Москве органы государственной власти города Москвы могут создавать государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

2. Положение о городском государственно-общественном координационном совете города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и его состав утверждаются Правительством Москвы.

3. Положения о государственно-общественных координационных советах по подготовке квалифицированных кадров отраслевого органа исполнительной власти города Москвы и их состав утверждаются руководителями отраслевых органов исполнительной власти города Москвы.

4. Положения о государственно-общественных координационных советах префектур административных округов по подготовке квалифицированных рабочих кадров и их состав утверждаются префектами административных округов города Москвы.

5. Деятельность членов государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров осуществляется на общественных началах.

 

Статья 10. Специализированные организации по контролю за качеством профессионального образования

 

В целях независимой оценки качества профессиональной подготовки и соответствия уровня квалификации выпускников образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования города Москвы и уровня профессиональной квалификации рабочих и специалистов предприятий и организаций города Москвы федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственным образовательным стандартам) начального и среднего профессионального образования, квалификационным характеристикам (профессиональным стандартам), в том числе международным стандартам, в городе Москве могут создаваться специализированные организации по контролю за качеством профессионального образования в формах и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

 

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

Статья 11. Сохранение здоровья обучающихся, студентов образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования города Москвы

 

1. В образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования создаются условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, студентов в соответствии с нормами и требованиями, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Медицинское обслуживание обучающихся, студентов осуществляется учреждениями здравоохранения, закрепленными за образовательными учреждениями и организациями начального и среднего профессионального образования.

3. Для обучающихся, студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования создаются условия для освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам, а также на основе сочетания различных форм организации образовательного процесса и сдачи квалификационных экзаменов в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальными возможностями обучающихся, студентов.

4. В образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования создаются условия для получения обучающимися, студентами с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи.

5. В образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования создаются условия для обеспечения обучающихся, студентов горячим питанием в установленном порядке за счет средств бюджета города Москвы и собственных средств. В образовательных учреждениях и организациях предусматриваются помещения для организации питания обучающихся, студентов.

6. Во время прохождения производственной и учебной практики обучающиеся обеспечиваются спецодеждой, спецобувью, очками, масками, противошумами, шлемами, касками и другими индивидуальными средствами защиты по нормам, установленным для рабочих соответствующих профессий.

 

Статья 12. Меры социальной поддержки обучающихся, студентов

 

1. Обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы обеспечиваются стипендиями в размере, определяемом нормативными правовыми актами города Москвы, но не ниже установленного для соответствующих категорий обучающихся, студентов федеральных образовательных учреждений соответствующих типов и видов, спецодеждой, местами в общежитиях и (или) интернатах, льготным или бесплатным проездом на транспорте и горячим питанием, иными мерами социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать дополнительные меры социальной поддержки обучающихся, студентов в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных обучающихся, студентов.

3. Обучающимся, студентам образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования по иным, кроме очной, формам обучения в установленном порядке предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

 

Статья 13. Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Выпускники государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья пользуются преимущественным правом на трудоустройство в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы о квотировании рабочих мест.

2. В течение трех лет по окончании государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья получают помощь специалистов образовательного учреждения, которое они окончили, в социально-трудовой адаптации и трудоустройстве на современном рынке труда.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования города Москвы, а также обучающиеся, студенты, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

6. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении, 100 процентов заработной платы, начисленной в период учебной и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых государственным образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования из бюджета города Москвы. Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются Правительством Москвы.

7. При предоставлении обучающимся, студентам - детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия.

8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования города Москвы, обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда указанных категорий обучающихся определяется Правительством Москвы.

 

Статья 14. Меры социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы

 

1. Должностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как гарантируемый минимум заработной платы для соответствующих квалификационных групп педагогических, инженерно-педагогических и иных работников. Уровень оплаты труда указанных категорий работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования устанавливается не ниже уровня оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений соответствующих квалификационных групп.

2. Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут самостоятельно определять размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера.

3. Педагогическим, инженерно-педагогическим и иным работникам государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством города Москвы в области образования.

 

Глава 4. ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Статья 15. Партнерство в области начального и среднего профессионального образования в городе Москве

 

1. Партнерство в области начального и среднего профессионального образования в городе Москве (далее - партнерство) ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы потребностям в сфере труда, приближение уровня подготовки специалистов к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников для обновления и развития материально-технической базы образовательных учреждений. Партнерство осуществляется путем создания системы отношений между государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, предприятиями и организациями города Москвы всех форм собственности - работодателями и их объединениями, органами государственной власти города Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области содействия занятости населения, государственно-общественными координационными советами города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров, профессиональными союзами и является одним из ведущих механизмов развития государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

2. Взаимодействие партнеров осуществляется на основе заключаемых ими договоров и соглашений, направленных на обеспечение основных аспектов модернизации начального и среднего профессионального образования в городе Москве в области содержания образования, кадрового и материально-технического обеспечения образовательного процесса, обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям отраслей экономики.

3. Основными направлениями взаимодействия партнеров в области начального и среднего профессионального образования являются:

1) привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации, учитывающей современные и перспективные требования к уровню подготовки специалистов; организации учебной и производственной практики обучающихся, студентов с использованием технологической базы предприятий; обеспечению контроля за качеством подготовки выпускников при проведении их государственной (итоговой) аттестации;

2) развитие взаимодействия государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области содействия занятости населения по созданию экономических условий для обеспечения занятости, в том числе содействие в трудоустройстве выпускников; заключение и реализация договоров о подготовке специалистов;

3) привлечение государственными образовательными учреждениями специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики, к проведению теоретических и практических занятий, руководству курсовым и дипломным проектированием;

4) привлечение финансовых средств работодателей на развитие государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проведение в них ремонтных работ, предоставление им современного оборудования. Допускается на договорной основе использование и обновление работодателями материальной базы государственных образовательных учреждений в целях обеспечения процесса обучения и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства и развития системы ученичества на ремесленных предприятиях. Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования вправе на безвозмездной основе предоставлять предприятиям и организациям всех форм собственности - работодателям производственные и иные помещения для размещения оборудования и иных материально-технических ресурсов, передаваемых на баланс государственных образовательных учреждений в рамках партнерства.

 

Статья 16. Содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования

 

1. Образовательные учреждения и организации начального и среднего профессионального образования содействуют трудоустройству своих выпускников путем заключения с работодателями - заказчиками квалифицированных кадров и обучающимися, студентами образовательных учреждений и организаций договоров о трудоустройстве выпускников этих образовательных учреждений и организаций в соответствии с полученной специальностью (квалификацией).

2. Квалификационные разряды, классы, категории, присвоенные выпускникам при государственной (итоговой) аттестации, не могут быть снижены при приеме их на работу.

3. Особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет определяются федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

 

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Статья 17. Содержание государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы

 

1. Содержание государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, а также внебюджетных источников.

2. Объем расходов на содержание государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджета устанавливается законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

3. Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования вправе привлекать на содержание и развитие своей деятельности следующие внебюджетные средства:

1) доходы от предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных законодательством и уставами образовательных учреждений;

2) добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;

3) доходы от приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством и уставами образовательных учреждений;

4) средства партнеров;

5) иные средства, разрешенные законодательством.

4. Привлечение государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования внебюджетных средств не влечет за собой снижение расходов, запланированных в бюджете города Москвы на их содержание за счет средств учредителя.

 

5. Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, ежегодно устанавливаемых Правительством Москвы.

6. Порядок расходования средств на содержание государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования регулируется бюджетным законодательством, федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 18. Реализация государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования продукции, работ и услуг

 

1. Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования реализуют продукцию своих учебно-производственных мастерских и учебных хозяйств, работы и услуги коллективов педагогических и инженерно-педагогических работников и обучающихся, студентов, в том числе путем участия в размещении государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством.

2. Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования могут в пределах численности контингента обучающихся, установленной лицензией, сверх заданий (контрольных цифр) по приему студентов осуществлять подготовку специалистов с полным возмещением затрат на их обучение по договорам или иным соглашениям, в том числе межгосударственным, заключаемым с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации и других государств, а также с гражданами.

3. Средства от реализации продукции, работ и услуг, произведенных в учебно-производственных мастерских и учебных хозяйствах государственного образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования, оказания платных дополнительных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности направляются на развитие образовательного учреждения и выплату заработной платы педагогическим и инженерно-педагогическим работникам, стипендий и материальной помощи обучающимся, студентам.

 

Статья 19. Государственные задания города Москвы на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов

 

1. Реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования может осуществляться путем установления государственных заданий города Москвы на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов.

2. Перечни профессий и специальностей, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными заданиями города Москвы на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования на основании предложений уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области содействия занятости населения и государственно-общественных координационных советов города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров, с учетом результатов мониторинга потребностей отраслей экономики и анализа заявок работодателей.

 

Статья 20. Утратила силу.

 

Статья 21. Целевые средства дополнительного финансирования подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов

 

В целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в составе бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством могут быть выделены целевые средства дополнительного финансирования.

 

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением частей 3, 4, 6 и 8 статьи 13.

2. Части 3, 4, 6 и 8 статьи 13 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2005 года.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

29 июня 2005 года

№ 32

Все права защищены © 2017 г.