Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Информационные материалы

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.04.2003 № 37-РЗ «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Кабардино-Балкарской Республике»


8 апреля 2003 года                                                                                                                                                   № 37-РЗ

 

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

ЗАКОН

 

О НАЧАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Принят

Советом Республики Парламента

Кабардино-Балкарской Республики

19 марта 2003 года

 

 

Глава 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует отношения в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки в целях проведения единой государственной политики в сфере подготовки кадров квалифицированных рабочих и служащих в Кабардино-Балкарской Республике.

 

Статья 2. Цели настоящего Закона в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

Целями настоящего Закона в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки являются:

1) определение государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом специфики условий для ее реализации в Кабардино-Балкарской Республике;

2) разграничение компетенции в области начального профессионального образования между Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, Правительством Кабардино-Балкарской Республики и органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования;

3) обеспечение и защита прав граждан на удовлетворение потребности в профессиональных образовательных услугах.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) начальное профессиональное образование - целенаправленный процесс подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям деятельности в интересах личности и общества с учетом социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;

2) профессиональная подготовка - процесс, направленный на ускоренное приобретение трудовых навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Профессиональная подготовка не предполагает повышение образовательного уровня учащихся;

3) система начального профессионального образования в Кабардино-Балкарской Республике - совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов начального профессионального образования; сеть реализующих их учреждений начального профессионального образования различных организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления профессиональным образованием.

 

Статья 4. Правовое регулирование системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

Правовое регулирование системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», других нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об образовании», настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.

 

Глава 2

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Статья 5. Основные задачи государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

Основными задачами государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки являются:

1) сохранение и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки в интересах личности, общества и государства;

2) создание условий для всестороннего развития личности в процессе получения начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

3) предоставление гражданам возможности получения бесплатного начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

4) формирование экономических механизмов обеспечения системы начального профессионального образования финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;

5) подготовка квалифицированных кадров с учетом особенностей и потребностей рынка труда в Кабардино-Балкарской Республике;

6) усиление взаимосвязей системы профессионального образования и рынка труда;

7) совершенствование сферы социальной защиты работников и учащихся учреждений начального профессионального образования.

 

Статья 6. Реализация задач государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

В целях реализации задач государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки в порядке, установленном федеральным законодательством:

1) выделяются средства из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет) на финансирование начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

2) разрабатываются и утверждаются нормативы финансирования государственных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки из республиканского бюджета на основе прогнозирования потребностей в квалифицированных рабочих кадрах по отраслям и территориям;

3) используются различные источники финансирования государственных и муниципальных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом реализуемых профессиональных образовательных программ;

4) осуществляется дифференцированная, личностно ориентированная социальная поддержка учащихся в период обучения и трудоустройства;

5) создаются условия для обучения подростков с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями (по состоянию здоровья), а также обеспечивается финансирование их обучения по нормативам, установленным по данной категории учащихся для соответствующих типов образовательных учреждений.

 

Глава 3

 

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Статья 7. Система начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Кабардино-Балкарской Республике

 

Система начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Кабардино-Балкарской Республике представляет собой:

1) совокупность взаимодействующих профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сеть образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки, состоящую из образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки федерального, республиканского и муниципального подчинения, а также учреждений совместного подчинения и негосударственных образовательных учреждений;

3) органы управления образованием, осуществляющие руководство системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

4) объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

 

Статья 8. Профессиональные образовательные программы, реализуемые учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

1. Профессиональные образовательные программы используются в целях обеспечения последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, а также подготовки специалистов соответствующей квалификации. Профессиональные образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

К ним относятся программы:

1) профессиональной подготовки и повышения квалификации;

2) начального профессионального образования;

3) среднего профессионального образования.

2. Программы профессиональной подготовки направлены на решение следующих задач:

1) ускоренное приобретение навыков для выполнения работы, группы работ на конкретном рабочем месте;

2) создание условий для удовлетворения потребности высвобождающейся и незанятой части населения, а также выпускников средней школы в трудоустройстве.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, иных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

3. Программы начального профессионального образования направлены на подготовку работников квалифицированного труда на базе основного общего образования с последующим получением среднего (полного) общего образования, а также на базе среднего (полного) общего образования в профессиональных училищах, профессиональных лицеях и в иных учреждениях профессионального образования, имеющих соответствующие лицензии.

4. Учреждения начального профессионального образования могут реализовывать программы среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

5. Профессиональные образовательные программы для подростков с отклонениями в развитии могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального образования, имеющих условия для обучения данной категории учащихся.

6. С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные программы осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

 

Статья 9. Образовательный стандарт начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

1. В Кабардино-Балкарской Республике применяются государственные образовательные стандарты начального профессионального образования и профессиональной подготовки, состоящие из федеральных и республиканских (национально-региональных) компонентов. Стандарты определяют обязательный минимум содержания профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.

2. Федеральные и республиканские (национально-региональные) компоненты образовательного стандарта обеспечивают преемственность начального профессионального образования и профессиональной подготовки во всех типах и видах образовательных учреждений, имеющих лицензию, аттестованных в установленном порядке и прошедших государственную аккредитацию.

3. При определении образовательных программ для учащихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

 

Глава 4

 

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Статья 10. Компетенция Парламента Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

В компетенцию Парламента Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки входят:

1) разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

2) Утратил силу.

3) утверждение в республиканском бюджете расходов на начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку;

4) установление в соответствии с действующим законодательством налоговых и других льгот по платежам в республиканский бюджет для образовательных учреждений начального профессионального образования;

5) утверждение государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики учащимся, воспитанникам, а также работникам образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки в рамках своей компетенции;

6) решение иных вопросов, отнесенных действующим законодательством к ведению Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

 

Статья 11. Компетенция Правительства Кабардино-Балкарской Республики в сфере начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

В компетенцию Правительства Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки входят:

1) реализация государственной политики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Кабардино-Балкарской Республике;

2) утверждение государственной (целевой) программы Кабардино-Балкарской Республики по развитию начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом социально-экономических, демографических и других особенностей Кабардино-Балкарской Республики;

3) определение расходов на начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку при разработке проекта республиканского бюджета;

4) определение (с учетом местных и отраслевых особенностей) форм поддержки образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе в части содержания учебно-материальной базы, оказание материальной поддержки учащимся и работникам этих образовательных учреждений;

5) разработка и реализация механизма материального стимулирования образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

6) разработка республиканских нормативов финансирования подготовки одного учащегося, а также иных необходимых нормативов в образовательных учреждениях начального профессионального образования;

7) формирование органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования и руководство ими, назначение руководителей этих органов.

 

Статья 12. Компетенция органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

1. Государственное управление республиканской системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Кабардино-Балкарской Республике осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования.

2. В компетенцию уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки входят:

1) обеспечение соблюдения норм действующего законодательства в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

2) разработка и обеспечение выполнения государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики по развитию начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

3) участие в разработке и реализации региональных, федеральных и международных профессиональных образовательных программ;

4) лицензирование, аттестация и государственная аккредитация учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы среднего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

5) организация финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

6) разработка положений по механизму стимулирования и координации деятельности организаций и учреждений разных форм собственности в целях выполнения республиканского образовательного заказа в области начального профессионального образования;

7) подготовка предложений по установлению дополнительных государственных гарантий учащимся, а также работникам образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

8) информационное обеспечение, организация изданий учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ в рамках своей компетенции по вопросам начального профессионального образования;

9) осуществление совместно с уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению республиканской собственностью контроля за сохранностью и целевым использованием имущества, закрепленного за учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки на праве оперативного управления;

10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и работников, обеспечивающих образовательный процесс, для образовательных учреждений начального профессионального образования;

11) определение объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и их согласование с территориальными органами федеральной государственной службы занятости населения;

12) разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;

13) обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке учащихся;

14) иные вопросы в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с решениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики.

 

Статья 13. Назначение руководителя учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

Руководитель учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с уставом учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем по контракту.

 

Глава 5

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Статья 14. Финансирование системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Кабардино-Балкарской Республике

 

1. Порядок финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки регламентируется действующим законодательством.

2. Финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки, учредителем которых является Кабардино-Балкарская Республика, осуществляется из республиканского бюджета на основе установленных нормативов и в соответствии с республиканским законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а образовательных учреждений совместного подчинения - в порядке, определяемом договором, заключаемым учредителями.

3. Финансирование республиканского (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, а также связанных с этим затрат на бесплатное обучение учащихся в учреждениях начального профессионального образования и профессиональной подготовки производится за счет средств республиканского бюджета.

4. Финансирование учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки может осуществляться за счет:

1) внебюджетных фондов;

2) средств от сдачи в аренду зданий, сооружений, оборудования в установленном действующим законодательством порядке;

3) средств, поступивших от реализации продукции, произведенной в учебно-производственных мастерских и учебных хозяйствах, а также от реализации платных образовательных услуг;

4) добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц на содержание и развитие материально-технической базы образовательного учреждения;

5) других источников финансирования, не запрещенных законодательством.

5. Финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, осуществляемых образовательными учреждениями начального профессионального образования, ведется на основании заключенных договоров с предприятиями и организациями, территориальными органами федеральной государственной службы занятости населения, а также из собственных средств учащихся.

6. Привлечение учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из республиканского бюджета.

 

Статья 15. Закрепление земельных участков для учебно-производственной деятельности за учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

Государственным и муниципальным образовательным учреждениям начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля для учебно-производственной деятельности предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

 

Глава 6

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ УЧАЩИХСЯ И РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Статья 16. Социальные гарантии и льготы учащихся учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

1. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления вправе обеспечивать учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки дополнительными видами льгот и материальной помощи, устанавливаемыми республиканскими законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.

2. Учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки обеспечивают условия для получения профессионального образования лицам с ограниченными возможностями (по состоянию здоровья) в соответствии с медицинскими показаниями.

3. Учредители республиканских и муниципальных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки обязаны обеспечить медицинское обслуживание учащихся путем включения в штаты данных учреждений квалифицированных медицинских работников.

Для работы медицинского персонала учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки предоставляется специально оборудованное помещение.

4. Подготовка специалистов может осуществляться по целевым заказам предприятий и организаций на основании договоров, гарантирующих предоставление рабочих мест выпускникам.

Учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки совместно с работодателями разрабатывают систему мер по созданию рабочих мест для учащихся на период производственного обучения и прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу.

5. Учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки обеспечивают трудоустройство выпускников только при наличии договоров о предоставлении рабочих мест, заключенных с предприятиями и другими заказчиками рабочих кадров.

6. Профессиональное обучение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, а также их трудоустройство осуществляются на основе полного государственного обеспечения в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 17. Социальные гарантии работников учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки

 

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные меры по социальной поддержке работников образовательных учреждений начального профессионального образования помимо установленных федеральным законодательством.

 

Глава 7

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

 

Президент

Кабардино-Балкарской Республики

В.КОКОВ

г. Нальчик, Дом Правительства

8 апреля 2003 года

№ 37-РЗ

 

Все права защищены © 2017 г.