Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Информационные материалы

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 02.11.2009 № 50-РЗ «Об образовании в Карачаево-Черкесской Республике»


02 ноября 2009 года                                                                                                                                                 № 50-РЗ

 

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Принят

Народным Собранием (Парламентом)

Карачаево-Черкесской Республики

20 октября 2009 года

 

 

Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляется правовое регулирование отношений в области образования в Карачаево-Черкесской Республике.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

Для целей настоящего Закона применяются основные понятия, предусмотренные Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон Российской Федерации «Об образовании»).

 

Статья 2. Язык (языки) обучения

 

1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 14 июня 1996 года № 104-ХХII «О языках народов Карачаево-Черкесской Республики».

2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

3. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения с учетом образовательных запросов населения.

4. Карачаево-Черкесская Республика в соответствии с договорами и соглашениями (в том числе международными договорами Российской Федерации) оказывает содействие в получении основного общего образования на родном языке представителям коренных народов Карачаево-Черкесской Республики, проживающих вне ее территории.

5. Во всех образовательных учреждениях республики, имеющих государственную аккредитацию, кроме дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами.

6. В образовательных учреждениях (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), в которых обучение ведется на русском языке, вводятся с первого класса в качестве обязательного учебного предмета, для носителей языка, государственные языки республики (абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский).

В настоящем Законе понятие «носитель языка» применяется в отношении лица, владеющего государственным языком Карачаево-Черкесской Республики (абазинским, карачаевским, ногайским, черкесским), то есть обладающего способностями изъясняться на нем и понимать его.

7. Карачаево-Черкесская Республика оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Карачаево-Черкесской Республики.

 

Статья 3. Воспитание. Изучение истории, литературы и культуры народов Карачаево-Черкесской Республики

 

Деятельность образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, международных актах о гражданских правах ребенка. Основной формой воспитательной деятельности в системе образования является воспитывающее обучение с использованием нравственного потенциала культуры, литературы, истории, традиций и обычаев народов. Воспитательная работа образовательных учреждений строится во взаимодействии с семьей, с учетом прав и обязанностей семьи, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.

 

Статья 4. Единое образовательное пространство

 

1. Образовательная система в Карачаево-Черкесской Республике функционирует в едином образовательном пространстве Российской Федерации.

2. Единое образовательное пространство обеспечивается в рамках законодательства Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики на основе федеральных государственных образовательных стандартов и созданием на основе взаимных соглашений соответствующих совместных образовательных, учебно-методических и информационных комплексов и условий для их функционирования.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в сфере образования

 

1. К полномочиям Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:

1) осуществление законодательного регулирования в области образования в Карачаево-Черкесской Республике;

2) контроль за исполнением законов Карачаево-Черкесской Республики, регулирующих отношения, связанные с обеспечением государственных гарантий прав граждан в области образования;

3) утверждение бюджета Карачаево-Черкесской Республики в части расходов на образование;

4) контроль за исполнением республиканского бюджета в части расходов на образование;

5) обсуждение ежегодного доклада Правительства Карачаево-Черкесской Республики о состоянии образования в Карачаево-Черкесской Республике;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.

2. К полномочиям Главы Карачаево-Черкесской Республики относятся:

1) формирование органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющего функции в области образования;

2) издание указов и распоряжений по вопросам образования в рамках федерального и республиканского законодательства;

3) приостановление до решения вопроса соответствующим судом действия актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по вопросам образования в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, федеральному законодательству и законодательству Карачаево-Черкесской Республики;

4) формирование бюджета Карачаево-Черкесской Республики в части расходов на образование.

5) до утверждения регламентов, указанных в подпункте 1 пункта 6 статьи 28.1. Закона Российской Федерации «Об образовании», утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

3. К полномочиям Правительства Карачаево-Черкесской Республики относятся:

1) организация исполнения законодательства Карачаево-Черкесской Республики в сфере образования;

2) определение на очередной финансовый год приоритетов финансирования мероприятий, связанных с обеспечением государственных гарантий прав граждан в сфере образования;

3) обеспечение защиты прав граждан в сфере образования в пределах установленной компетенции;

4) ежегодное заслушивание доклада о состоянии системы образования в Карачаево-Черкесской Республике, подготовленного уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в сфере образования;

5) установление республиканских нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

6) установление для республиканских государственных образовательных учреждений дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

7) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с федеральным законодательством;

8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (за исключением создания высших учебных заведений);

9) порядок определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств республиканского бюджета;

10) установление порядка обращения за компенсацией части родительской платы, взимаемой с родителей или законных представителей (далее - родительская плата), за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также порядок ее выплаты;

11) утверждение республиканских целевых программ;

12) утратил силу.

13) формирование бюджета Карачаево-Черкесской Республики в части расходов на образование;

14) осуществление других полномочий в сфере образования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Карачаево-Черкесской Республики.

4. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченного на осуществление управления в сфере образования, относятся:

1) разработка республиканских целевых программ развития образования;

2) направление Правительству Карачаево-Черкесской Республики предложений о создании, реорганизации, ликвидации и финансировании республиканских образовательных учреждений (за исключением создания высших учебных заведений); направление органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, предложений о создании, реорганизации и (или) ликвидации муниципальных образовательных организаций;

3) обеспечение исполнения республиканских законов в сфере образования;

4) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными республиканским законом;

5) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными республиканскими законами;

6) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях Карачаево-Черкесской Республики;

7) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

8) формирование и ведение базы данных Карачаево-Черкесской Республики об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

9) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

10) осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по государственному контролю (надзору) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании»), иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

11) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики и муниципальных образовательных учреждений;

12) содействие проведению научных исследований в сфере образования и разработка программы их практического применения;

13) обеспечение межрегионального и международного сотрудничества в сфере образования;

14) осуществление подготовки ежегодного доклада о состоянии системы образования в Карачаево-Черкесской Республике;

15) осуществление сбора, систематизации и анализа информации о состоянии системы образования в Карачаево-Черкесской Республике;

16) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения республиканских информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);

17) ежегодное направление в федеральные образовательные организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации заявки на целевой прием для обеспечения системы образования квалифицированными специалистами;

18) проведение конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей республиканских государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении исполнительного органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченного на осуществление управления в сфере образования, в порядке и сроки, установленные Правительством Карачаево-Черкесской Республики, по результатам которых внесение в республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, представления на назначение на должности руководителей вышеуказанных учреждений, если иное не установлено уставом образовательного учреждения;

19) утратил силу.

20) утверждение уставов республиканских образовательных государственных учреждений;

21) согласование приема на работу главных бухгалтеров республиканских государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении исполнительного органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченного на осуществление управления в сфере, образования, и согласование заключения с ними, изменения, дополнения и прекращения трудовых договоров;

21-1) осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании»), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;

21-2) осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;

22) осуществление других полномочий в сфере образования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Карачаево-Черкесской Республики.

5. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики в области образования определяются законодательством Российской Федерации.

 

Глава 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

Статья 6. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

 

1. В соответствии с федеральным законодательством права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; на участие в управлении образовательным учреждением; на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации; на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.

7. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» стандартов и требований.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, вправе, в установленном порядке, неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики создаются условия для самообразования.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

13. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

13.1. Обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

14. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускается.

15. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

16. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В случае прекращения деятельности образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает в порядке, установленном гражданским законодательством, возмещение убытков по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения. Учредитель (учредители) гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования также обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

17. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

 

Статья 7. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки

 

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

5. Педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на повышение ставок (окладов) заработной платы на 25%.

6. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на первоочередное предоставление жилой площади, на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются Законом Карачаево-Черкесской Республики и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета.

Педагогические работники не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

8. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики в пределах средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

9. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

10. Педагогическим работникам республиканских государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом), в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей - в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других образовательных учреждениях, в муниципальных образовательных учреждениях размер компенсации определяется органом местного самоуправления.

11. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

 

Статья 8. Оплата труда работников образовательных учреждений

 

1. Оплата труда работников государственных образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики регулируется коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.

2. Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики регулируется коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Глава 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Статья 9. Финансовое обеспечение образовательной деятельности

 

1. В целях финансового обеспечения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в законе Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год ежегодно утверждаются нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Карачаево-Черкесской Республики из расчета на одного учащегося в год на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 28 апреля 2007 года № 21-РЗ «О нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Карачаево-Черкесской Республики».

2. Финансовое обеспечение образовательной деятельности учреждений Карачаево-Черкесской Республики осуществляется за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.

3. Финансовое обеспечение государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Карачаево-Черкесской Республики, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе республиканских нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

4. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливаются органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики

 

Статья 10. Субвенции местным бюджетам

 

Передаваемая субвенция местным бюджетам включает в себя:

расходы на оплату труда с начислениями согласно действующему законодательству, которые должны составлять не менее 80% предоставляемой местному бюджету субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ;

частичные расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов), которые составляют не более 20% предоставляемой субвенции.

 

Статья 11. Дополнительные расходы к предоставляемой субвенции муниципальным образованиям на реализацию основных общеобразовательных программ

 

В дополнение в субвенцию на реализацию основных общеобразовательных программ включаются следующие расходы:

компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию в размере 100 рублей педагогическому работнику;

питание учащихся групп продленного дня из малообеспеченных семей и детей-сирот в количестве 17,5% от общего числа состава учащихся групп продленного дня в дни занятий;

предоставление учащимся 1 - 4 классов бесплатного молока или кисломолочных продуктов в количестве 1-го стакана (250 гр.), либо молочных продуктов на основе молока из расчета стоимости 1-го стакана молока (250 гр.) ежедневно в дни занятий;

питание учащихся в интернатных учреждениях.

 

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Статья 13. Признание утратившим силу законодательных актов в связи с принятием настоящего Закона

 

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 января 1998 года № 376-ХХII «Об образовании»;

2) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 2001 года № 49-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

3) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 июня 2003 года № 37-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

4) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 11 мая 2004 года № 3-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

5) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года № 3-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

6) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 июля 2005 года № 63-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

7) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 08 декабря 2005 года № 96-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

8) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 22 июня 2006 года № 42-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

9) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 21 марта 2007 года № 10-РЗ «О внесении изменения в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

10) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2007 года № 73-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

11) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 18 апреля 2008 года № 26-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании»;

12) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 года № 52-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании».

 

Президент

Карачаево-Черкесской Республики

Б.С.ЭБЗЕЕВ

город Черкесск

2 ноября 2009 года

№ 50-РЗ

 

 

 

Все права защищены © 2017 г.