Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Информационные материалы

Закон Республики Бурятия от 02.06.1993 № 338-XII «Об образовании»


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 02.06.1993 Г. №338-XII

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

 

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия и нормами международного права, определяющих принципы государственной политики и гарантирующих равенство всех граждан в праве на получение образования.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений), пропаганда расовой, национальной, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права, не допускаются.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Государственная политика в области образования

 

Республика Бурятия провозглашает область образования приоритетной.

 

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

 

Основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) общедоступность образования для всех граждан республики; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

3) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) свобода и плюрализм в образовании; разнообразие учреждений образования по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания, обучения и выбора языка обучения;

5) сочетание общемировых, российских и национально-региональных целей обучения и воспитания;

6) экологизация и этнизация процесса образования;

7) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

Статья 3. Задачи законодательства Республики Бурятия в области образования

 

Задачами законодательства Республики Бурятия в области образования являются:

1) исключен.

1) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

2) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;

4) исключен.

 

Статья 4. Государственные гарантии прав граждан в области образования

 

1. Гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояний здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Утратил силу.

3. Республика Бурятия создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

4. Республика Бурятия содействует одаренной молодежи в получении высшего профессионального образования, в том числе посредством выделения личных образовательных кредитов, а также целевой подготовки специалистов на квотной основе.

5. Республика Бурятия оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных стипендий. Критерий и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законом Республики Бурятия и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, Республика Бурятия полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законом Республики Бурятия для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия.

 

Статья 5. Язык (языки) обучения

 

1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

2. В системе образования обучение и воспитание осуществляются на бурятском, русском и других языках, определяемых учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

3. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

 

Статья 6. Утратила силу.

 

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 7. Утратила силу.

 

Статья 8. Образовательные программы

 

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Республике Бурятия реализуются образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательные программы в учреждениях образования дополняются компонентами эко- и этнокультуры Байкальского региона.

3. Основные профессиональные образовательные программы (начального профессионального, среднего профессионального) республиканской компетенции (кроме федеральных) направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации.

4. В соответствии с федеральным законом дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

5. Утратил силу.

 

Статья 9. Формы получения образования

 

С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах:

а) очной, очно-заочной (вечерней), заочной (в образовательных учреждениях);

б) семейного образования;

в) самообразования;

г) экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

 

Статьи 10 - 12. Утратили силу.

 

Статья 13. Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения Республики Бурятия

 

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения Республики Бурятия устанавливается Правительством Республики Бурятия.

 

Статья 14. Общие требования к содержанию образования и к организации образовательного процесса

 

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование духовно-нравственной личности;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.

Абзац утратил силу.

5.1. В соответствии с федеральным законом примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, законами Республики Бурятия и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры и спорта.

9. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

9.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным законодательством.

10. Утратил силу.

11. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

12. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в соответствии с федеральным законодательством.

13. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

14. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

15. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, определенном федеральным законодательством.

16. Воспитательная политика, осуществляемая в ходе образовательного процесса, проводится в непосредственной связи с институтом семьи.

 

Статья 15. Утратила силу.

 

Статья 16. Реализация общеобразовательных программ

 

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

В соответствии с федеральным законом общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

2. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.

3. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

 

Статья 17. Семейное воспитание

 

1. Семья юридически ответственна за получение детьми общего образования.

Родители (законные представители) несут гражданскую и моральную ответственность за воспитание детей.

2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения оказывают педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей.

3. Трудовые коллективы участвуют в создании условий, способствующих укреплению семьи, улучшению воспитания детей.

 

Статья 18. Дошкольное образование

 

1. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2 - 4. Утратили силу.

 

Статья 19. Общее образование

 

1. Общее образование является основным звеном в системе непрерывного образования и состоит из трех ступеней: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить в исключительных случаях прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

3. Общее образование является обязательным.

4. Требование обязательности общего образования применительно к обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

5. Утратил силу.

6. В соответствии с федеральным законом по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

7. В соответствии с федеральным законом по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

 

Статья 19.1. Малокомплектные школы

 

1. Малокомплектными школами в Республике Бурятия признаются общеобразовательные учреждения и их филиалы, реализующие программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в которых при соблюдении всех условий совмещения классов, оптимизации учебных планов и программ наполняемость классов менее 10 человек.

2. Формирование перечня малокомплектных школ на очередной финансовый год осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия в области образования.

 

Статья 20. Воспитание и обучение детей и учащихся с физическими, психическими недостатками и девиантным поведением

 

1. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, которые обеспечивают их обучение, воспитание и лечение.

Направление детей и подростков в эти образовательные учреждения проводится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей).

2. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования и образовательные учреждения оказывают содействие органам местного самоуправления и службам занятости населения в их трудоустройстве.

 

Статья 21. Утратила силу.

 

Статья 22. Дополнительное образование

 

1. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства и оказания дополнительных образовательных услуг создаются учреждения профессионального, физкультурно-оздоровительного, технического, экономического, социального, экологического, правового, культурологического, языкового и других направлений.

2. Утратил силу.

 

Статья 23. Начальное профессиональное образование

 

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. В соответствии с федеральным законом начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

3. Утратил силу.

 

Статья 24. Среднее профессиональное образование

 

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

В соответствии с федеральным законом подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования.

2. В соответствии с федеральным законом граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.

3. В соответствии с федеральным законом среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

Статья 25. Высшее профессиональное образование

 

1. В соответствии с федеральным законом целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» - на базе бакалавриата.

2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

3. Утратил силу.

 

Статья 26. Послевузовское профессиональное образование

 

1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

 

Статья 27. Повышение квалификации и переподготовка кадров

 

Повышение квалификации и переподготовка кадров организуется государственной службой занятости, учреждениями образования, организациями, научными и учебными центрами. Оно может осуществляться как за счет средств государства, так и на договорной основе.

 

Статья 28. Документы об образовании

 

1. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает по реализуемым им аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Утратил силу.

3. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по программам последующего уровня образования.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном, послевузовском профессиональном образовании квалификации и в документах об ученых степенях ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

4. Лицам, не завершившим образовательные уровни, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения основных общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию. Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения профессиональных образовательных программ или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию повторно в сроки, установленные порядком проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

5. Организация обеспечения образовательных учреждений Республики Бурятия и иных образовательных учреждений (за исключением федеральных образовательных учреждений, высших учебных заведений и учреждений послевузовского профессионального образования), имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти Республики Бурятия.

 

Глава III. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

Статья 29. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

 

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения.

2. Совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Утратил силу.

5. Категории граждан, имеющих право на государственные гарантии в области образования, размер и порядок их предоставления устанавливаются законом Республики Бурятия.

Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.

6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Абзац утратил силу.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

7. Обучающиеся в профессиональных учебных заведениях имеют право заключать контракты организациями независимо от их форм собственности, предусматривающие частичную или полную оплату стоимости профессиональной подготовки, выплату стипендии, предоставление льготных кредитов, жилья, трудоустройства по специальности и другие условия.

Обучающиеся в образовательных учреждениях без отрыва от трудовой деятельности, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

8. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с федеральным законом в случае прекращения деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает в порядке, установленном гражданским законодательством, возмещение убытков по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения. Учредитель (учредители) гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования также обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

Указанный в настоящем пункте перевод осуществляется в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.

9. Утратил силу.

10. Утратил силу.

11. Учащимся, студентам и аспирантам государственных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования за выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях по представлению педагогических или ученых советов учреждений профессионального образования устанавливаются республиканские стипендии.

Порядок установления республиканских стипендий определяется законом Республики Бурятия.

12. В соответствии с федеральным законом для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти Республики Бурятия создаются условия для самообразования.

 

Статья 30. Права и обязанности родителей (законных представителей)

 

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, язык обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

5. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее - компенсация), взимаемой за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в указанных организациях.

 

Статья 30.1. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

 

1. В соответствии с федеральным законом учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в указанных организациях, если иное не установлено федеральными законами.

2. В соответствии с федеральным законом размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей (присмотр и уход за детьми) с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также содержание детей (присмотр и уход за детьми) с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

 

Статья 30.2. Компенсация за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

 

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов этой платы, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера этой платы.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории Республики Бурятия, что и соответствующие образовательные организации, на второго ребенка - в размере 50 процентов этой платы, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов этой платы.

Средний размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется Правительством Республики Бурятия.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующей образовательной организации.

2. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством Республики Бурятия.

3. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Республики Бурятия.

 

Статья 31. Право на занятие педагогической деятельностью

 

Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются федеральными законами.

 

Статья 32. Права и обязанности работников образования

 

1. Работники образования имеют право:

- на обеспечение условий своей профессиональной деятельности;

- свободно выбирать способы и формы организации педагогической деятельности;

- повышать в установленном порядке квалификацию;

- проходить досрочную аттестацию с целью повышения категории;

- на защиту от некомпетентного или необоснованного вмешательства в педагогическую деятельность;

- на участие в органах самоуправления учебным заведением и в общественных органах, осуществляющих управление в сфере образования.

2. Не допускается привлечение работников образовательных учреждений к выполнению несвойственных их основной деятельности функций без согласия самих работников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде.

3. Работники образования имеют право на материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности.

3.1. В соответствии с федеральным законодательством за работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Правительством Республики Бурятия в пределах средств республиканского бюджета, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

4. Утратил силу.

5. Работники образования обязаны:

- обеспечить получение обучающимися знаний в соответствии с государственным стандартом;

- создавать условия для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей обучающихся:

- воспитывать уважение к национальному достоинству народов;

- соблюдать нормы педагогической этики.

6. В соответствии с федеральным законом выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

 

Статья 33. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников и работников образования

 

1. В учреждениях образования создаются условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образования.

2. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивают органы здравоохранения. Работники образовательных учреждений обязаны проходить периодическое бесплатное медицинское обследование за счет средств учредителя.

3 - 4. Утратили силу.

 

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статьи 34 - 35. Исключены.

 

Статья 36. Полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в сфере образования

 

1. К полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия в области образования относятся:

1) утратил силу.

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия в области образования;

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации, финансового обеспечения деятельности государственных казенных образовательных учреждений и выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Республики Бурятия;

4) разработка и реализация республиканских программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

4.1) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

5) формирование органов исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования;

6) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законом Республики Бурятия;

6.1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законом Республики Бурятия;

6.2) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

6.3) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

6.4) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Бурятия и муниципальных образовательных учреждений;

7) - 8) утратили силу.

8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения информационных систем Республики Бурятия, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);

8.2) установление формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования;

9) формирование республиканского бюджета в части расходов на образование;

10) установление нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в Республике Бурятия;

11) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

12) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

12.1) участие в отборе организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, в части издания учебных пособий по родному языку и родной литературе;

13) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Бурятия и муниципальных образовательных учреждений;

13.1) - 14) утратили силу.

15) утратил силу.

16) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством к ведению Республики Бурятия.

2. Органы государственной власти Республики Бурятия осуществляют дополнительное финансирование мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с законом Республики Бурятия.

 

Статьи 37 - 41. Утратили силу.

 

Статья 42. Взаимоотношение органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, с ведомственными образовательными учреждениями

 

Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия об образовании в образовательных учреждениях, находящихся в ведении отраслевых и других государственных органов, организаций. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, вправе внести предписание об устранении данного нарушения.

 

Статья 43. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений Республики Бурятия

 

1. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия, устанавливается Правительством Республики Бурятия.

2. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

3. Утратил силу.

4. Утратил силу.

 

Статья 44. Утратила силу.

 

Глава V. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 45. Финансовое обеспечение образовательной деятельности

 

1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Республики Бурятия, и муниципальными образовательными учреждениями осуществляются на основе республиканских нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Нормативы финансового обеспечения образовательных учреждений Республики Бурятия и муниципальных образований в части, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 настоящего Закона, устанавливаются законом Республики Бурятия.

Финансовое обеспечение малокомплектных школ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия. Финансовое обеспечение в части обеспечения государственного стандарта общего образования за счет средств республиканского бюджета осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Республики Бурятия.

2 - 3. Утратили силу.

4. Образовательные учреждения вправе привлекать внебюджетные средства и ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг и иной приносящей доход деятельности.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя.

5 - 12. Утратили силу.

 

Статья 46. Особенности экономики среднего профессионального образования

 

1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта, устанавливаемого в соответствии с федеральным законом, осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются на конкурсной основе по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств республиканского бюджета определяется Правительством Республики Бурятия.

3. Утратил силу.

4. В пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры социальной поддержки нуждающихся студентов.

5. Если порядком предоставления средств не установлено иное, государственные и муниципальные образовательные учреждения (за исключением образовательных учреждений, созданных в форме казенных учреждений) самостоятельно определяют направления и порядок использования своих средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

 

Статья 47. Материально-техническая база учреждений образования

 

1. Создание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляется в приоритетном порядке на нормативной основе.

2. Государственное имущество, переданное образовательным учреждениям и используемое в соответствии с законодательством и назначением, не подлежит изъятию или использованию в целях, противоречащих основным задачам и интересам образовательных учреждений.

3. Утратил силу.

4. Здания, имущество и земельные участки государственных учреждений образования при их ликвидации передаются другим учреждениям образования в случаях, предусмотренных учредительными договорами.

5. Финансирование и обеспечение выполнения противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях Республики Бурятия осуществляются из республиканского бюджета.

 

Статья 48. Плата за обучение

 

1. В соответствии с федеральным законом граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

2. Государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению, и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Доход от указанной деятельности государственного образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.

4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

5. Государственным образовательным учреждениям Республики Бурятия запрещаются дополнительные сборы с обучающихся кроме добровольных пожертвований граждан.

6 - 7. Утратили силу.

 

Статья 49. Оплата труда работников образовательных учреждений

 

1. Оплата труда работников образовательных учреждений Республики Бурятия осуществляется за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором.

Размер и порядок определения доплат и надбавок в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Бурятия, устанавливаются Правительством Республики Бурятия.

2. Выполнение работниками других работ и обязанностей, не предусмотренных трудовым соглашением, оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

3 - 4. Утратили силу.

 

Статья 50. Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений Республики Бурятия

 

1. Для педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

2. Педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия, (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей.

3. В соответствии с федеральным законом педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правами на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади.

В соответствии с федеральным, законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Бурятия, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Республики Бурятия и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета.

4. Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 51. Утратила силу.

 

Статья 52. Исключена.

 

Статья 53. Утратила силу.

 

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Утратила силу.

 

 

 

Все права защищены © 2017 г.