Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Информационные материалы

О нормативном правовом обеспечении формирования содержания общего образования


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

 

Комитет Государственной Думы по образованию

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

21 февраля 2013 г.                                                     Протокол № 23 – 1

 

 

О нормативном правовом обеспечении

формирования содержания общего образования

 

Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию И.В.Мануйловой, председателя Комитета Государственной Думы по образованию А.Н.Дегтярева об изменениях в нормативном правовом обеспечении формирования содержания общего образования, связанных с принятием федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) Комитет отмечает, что в связи с принятием Закона роль и значение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) в регламентации деятельности образовательных организаций существенно изменились.

Помимо обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, что было установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», ФГОС в соответствии с принятым Законом должны:

обеспечивать вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

обеспечивать государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения;

устанавливать сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся;

определить формы получения образования и формы обучения по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки;

определить особенности обучения и преподавания государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации образования, родных языков из числа языков народов Российской Федерации и иных языков, родных для граждан Российской Федерации.

Комитет обращает внимание на то, что ФГОС в результате принятия Закона одновременно стали основой для разработки примерных основных образовательных программ и образовательных программ организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Они также (за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программ. Таким образом, ФГОС стали документом прямого действия для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Закон также изменил статус примерных основных образовательных программ. До его принятия, исходя из действующих норм Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», предполагалось, что для каждого уровня образования будет одна примерная образовательная программа, в соответствии с которой разрабатывается основная образовательная программа. В новых условиях порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации. Реестр примерных основных образовательных программ является государственной информационной системой, а информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной. Таким образом, введена множественность примерных образовательных программ.

Кроме того, примерные основные образовательные программы уже не являются обязательной основой для разработки образовательной организацией собственной образовательной программы. Они имеют рекомендательный характер. Основой для разработки образовательной программы, определяющей содержание образования каждого уровня, непосредственно стал федеральный государственный образовательный стандарт.

Комитет отмечает, что согласно принятому Закону, формирование содержания общего образования происходит также в соответствии с требованиями ряда других федеральных законов, которые вводят обязательность изучения отдельных компонентов содержания образования. К ним относятся:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" и ряд других.

Как в принятом Законе (часть 3 ст.11), так и в действующем законодательстве, федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время приняты:

•        ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

•        ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

•        ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

Вместе с тем, Комитет отмечает, что на сайте Минобрнауки России размещена только одна примерная основная образовательная программа начального общего образования. Начиная с 2011 года во всех школах Российской Федерации обучение организовано в соответствии с новым ФГОС начального общего образования.

Для средней и старшей школы примерные программы только разрабатываются. В 2012 году в отдельных школах начат  переход на новый стандарт основной школы (пятый-девятый классы). Реализация учебного процесса в соответствии с ФГОС основного общего образования во всех школах Российской Федерации планируется, начиная с 2015 года.

Апробацию реализации программы старшей школы (10-11 классы) в соответствии с утвержденным ФГОС среднего (полного) общего образования планируется начать в 2013 году, а его реализация станет обязательной для всех российских школ, предположительно, начиная с 2020 года.

С учетом изложенного, Комитет полагает, что для выполнения в полном объеме требований принятого Закона в части обеспечения единства образовательного пространства, преемственности и вариативности содержания основных образовательных программ, государственных гарантий уровня и качества образования следует внести изменения в принятые ФГОС общего образования, направленные на приведение их в соответствие с требованиями, предусмотренными Законом.

Комитет также считает, что для выполнения требований, установленных Законом, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы должны стать более конкретными и технологичными, отвечающими требованиям всех участников образовательного процесса  (причем не только педагогическим работникам, руководителям образовательных организаций или специалистам в области методик и содержания образования, но и учащимся и их родителям). Они должны позволить сформировать содержание общего образования не только в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, но и обеспечить его на среднесрочную перспективу.

В настоящее время формирование ФГОС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
24 февраля 2009 г. № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». Согласно Плану по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона, Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен и представлен для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»  (раздел
I, п.4 Плана). Планом также предусмотрена (раздел II, п.6) подготовка проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Комитет Государственной Думы по образованию считает важным при доработке указанных документов учесть высказанные предложения и внести соответствующие поправки в их окончательную редакцию.

С учетом состоявшегося обсуждения

 

Комитет  р е ш и л:

 

1.                Направить в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации предложения и замечания к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

2.                Подготовить тематические выпуски для ознакомления участников образовательных правоотношений с изменениями в образовательном законодательстве в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.                Организовать мониторинг правоприменительной практики в части формирования общеобразовательными организациями содержания общего образовании  в условиях введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.                Рекомендовать Минобрнауки России:

4.1.         Учесть замечания и предложения Комитета Государственной Думы по образованию при доработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

4.2.         Рассмотреть вопрос о разработке и утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования для отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.3.         Обеспечить возможность участия всех заинтересованных лиц в разработке ФГОС общего образования и примерных образовательных программ общего образования по каждому уровню общего образования.

4.4.         Организовать широкое общественное обсуждение проекта порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения соответствующего реестра примерных основных образовательных программ.

4.5.         Обеспечить доведение до общеобразовательных организаций соответствующих требованиям ФГОС примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

4.6. Рассмотреть возможность установления порядка разработки отдельных элементов примерных основных образовательных программ, таких как учебные планы и рабочие программы по отдельным предметам, дисциплинам, курсам, в рамках подготовки проекта порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения соответствующего реестра примерных основных образовательных программ.

4.6.         Организовать обучение (подготовку) экспертов для работы в условиях нового законодательства в сфере образования.

4.7.         Рассмотреть вопрос об оптимизации количества учебников по отдельным предметам и при необходимости внести соответствующие изменения в  порядок включения учебников в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

5.                Рекомендовать Российской академии образования при разработке материалов по вопросам формирования содержания общего образования неукоснительно руководствоваться нормами Федерального закона от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в семье и обществе правил и норм поведения, обратив при этом особое внимание на материалы по литературе, русскому языку и истории.

 

 

 

Председатель Комитета                                                     А.Н.Дегтярев

 

Все права защищены © 2018 г.