Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Вопросы и ответы

Вопрос: Каким образом можно принять участие в программе по экспертно-аналитическому сопровождению правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы? Является ли участие платным? нам интересно: 1) научные экспертизы нормативных актов гимназии; 2) консультирование по практическим вопросам применения норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возникающих в ходе их профессиональной деятельности; 3) разъяснение положений актов федерального законодательства в сфере образования. Первый вопрос: необходимо ли в основной общеобразовательной программе прописывать подробно систему оценивания, если есть отдельный локальный акт?

Ответы:

1. Участие по интересующим Вас направлениям взаимодействия бесплатное.

3. Для проведения правовой экспертизы интересующих вас локальных нормативных актов просим направить их по данному адресу.

2. О системе оценивания в рамках образовательной программы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования. Статье 13 установлены общие требования к реализации образовательных программ, среди которых отсутствует упоминание о системе оценивания как необходимом элементе образовательной программы.

В то же время согласно статье 58 Федерального закона промежуточная аттестация обучающихсяпроводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Согласно ст. 2 Федерального закона образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

В условиях отсутствия соответствующих примерных образовательных программ следует руководствоваться положениями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Так, согласно приказуМинобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.Целевой раздел должен включатьсистему оценки результатов освоения основной образовательной программы. При этом система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должнавключать описание:
1) организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
2) организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию;
3) организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Из этих актов следует, что наиболее важные аспекты системы оценивания неразрывно связаны с особенностями той или иной образовательной программы и должны быть в ней отражены. В тоже время не исключено принятие отдельных локальных актов, касающихся собственно системы оценивания и более детально ее описывающих. Данное прямо следует из ряда нормативных правовых актов. В частности, согласно приказуМинобрнауки России от 19.12.2013 N 1367"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

Все права защищены © 2019 г.