Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

25 июня 2015

Автор: Плюгина Инна Владимировна, и.о. ведущего научного сотрудника ИЗиСП при Правительстве РФ


О проблемах, связанных с отклонением от показателей, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием для образовательных организаций

Переход к финансированию образовательных организаций посредством предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания обусловил необходимость разработки мер, направленных на предупреждение нарушений в данной сфере, обеспечение качества оказываемых услуг. 

Напомним, что в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).  С учетом указанных показателей делается вывод о выполнении или невыполнении государственного (муниципального) задания. Как отмечается в совместном письме Минфина России № 02-13-07/3919, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545 от 26 сентября 2012 г. «По вопросам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений», бюджетные учреждения, не являясь участниками бюджетного процесса, тем не менее несут ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] введена ответственность за нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), за нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП) и т.д. Обеспечение выполнения всех плановых показателей деятельности учреждения рассматривается как обязанность его руководителя, более того, без этого невозможно осуществление стимулирующих выплат (это предусмотрено типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения[2]).

Как показывает практика, отклонение от установленных показателей встречается нередко и может быть обусловлено различными причинами, начиная с ошибок в расчетах и заканчивая объективной необходимостью. При этом на законодательном уровне установлен относительно жесткий порядок изменения показателей в рамках государственного (муниципального) задания. В частности, как следует из содержания постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671[3], в случае внесения изменений в показатели государственного задания, в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, влекущих за собой изменение государственного задания, формируется новое государственное задание, которое утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных или автономных учреждений. Остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть изъяты у учреждения даже до окончания текущего финансового года при невыполнении им в полном объеме государственного (муниципального) задания; однако при этом обязательным условием такого изъятия должна являться предварительная корректировка государственного (муниципального) задания в сторону уменьшения его объемных показателей[4].

Вместе с тем следует учитывать, что в практике образовательных организаций имеют место объективные сложности в достижении значений некоторых показателей, предусмотренных условиями предоставления субсидий в рамках государственных (муниципальных) заданий. Это касается том числе основного показателя – количества обучающихся[5]. В процессе обучения количество обучающихся может изменяться, например, вследствие прекращения обучения по инициативе самого обучающегося, его перевода в другую образовательную организацию, в результате отчисления по решению образовательной организации и др. Таким образом, по итогам отчетного периода будет иметь место несогласованность в значениях показателей. Проблемы могут возникнуть и в достижении таких показателей как «доля обучающихся, успешно освоивших образовательную программу», «доля выпускников,  освоивших образовательную программу на отлично», - в случае, если обучающиеся не будут справляться с освоением образовательной программы на соответствующем уровне. Здесь повышается риск оказания воздействия на педагогических работников с целью завышения оценок обучающимся, включая лиц, потенциально претендующих на получение аттестата с отличием, может иметь место искусственное стимулирование достижения показателей. На практике имеют место случаи, когда процедура отчисления в образовательной организации практически не применяется, независимо от уровня успеваемости и посещаемости занятий обучающимися, что позволяет сохранить соответствующую численность контингента обучающихся.

Во избежание подобных негативных способов достижения показателей, учитывая специфику образовательной деятельности, представляется обоснованным изначальное закрепление возможности отклонения от первоначального показателя (это можно сделать на уровне соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания). Следует подчеркнуть, что в п. 15 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 оговаривается возможность отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным[6]. Подобный подход закрепления показателей государственного (муниципального) задания уже используется, хотя и нечасто, причем как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях.

Основной же способ преодоления данной проблемы – пересмотр государственного (муниципального) задания, о чем уже говорилось ранее. Предпочтительным является осуществление такого пересмотра по результатам промежуточного отчетного периода (в этом случае в рамках государственного (муниципального) задания должны быть предусмотрены соответствующие процедуры), с уточнением соответствующих показателей, стоящих перед образовательной организацией в течение финансового года.


[1] Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.

[2] Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 16. Ст. 1958.

[3] Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671  (в посл. ред. от 15 октября 2014 г.) «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4686.

[4] Письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ».

[5] Так, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 августа 2012 г. № 596 при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, предоставляемых учреждениями, учитывается показатель приведенного контингента обучающихся, устанавливаемый на основе среднегодовой численности обучающихся (либо количества докторантов или слушателей). Аналогичный показатель используется при подготовке государственных (муниципальных) заданий иных учреждений образования (приказ Минобрнауки России от 9 августа 2012 г. № 596 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг федеральными государственными учреждениями образования и науки и нормативных затрат на содержание имущества учреждений» // Российская газета. 2012. 19 декабря).

[6] См.: п. 15 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (в посл. ред. от 15 октября 2014 г.) «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») // Собрание законодательства РФ. 2010. 3 37. Ст. 4686.

Все права защищены © 2021 г.