Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

26 июня 2015

Автор: Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Образовательное пространство субъекта, осуществляющего образовательную деятельность

В Российской Федерации с 01.09.2013 г. действует новый закон, который регулирует образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон ввел большое количество частноправовых компонентов в систему образование РФ. Необходимо обратить внимание на трактовку понятий: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», «образовательная организация», «образовательная деятельность» согласно новому законодательству. Законодательная база области образования претерпела качественные изменения: реализован системный и функциональный подход к нормативному регламентированию образования в России, а также приняты во внимание международная направленность и обязательства России на мировой арене.

В современных обстоятельствах беспрерывного развития образовательная система является той отраслью, которая должна иметь стабильность и постоянство, впрочем, ее правовое регламентирование, содержащее  в себе на данный момент, большое количество нормативных актов разных уровней и направлений, постоянно изменяется.

Итак, как уже было сказано выше, новый закон, регламентирующий образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» начал своё действие в сентябре 2013. Особое значение в современных рыночных обстоятельствах имеют частноправовые компоненты в системе образования, что в значительной степени мере отображено в новом федеральном законе.

Имеющаяся до этого система активно откликалась на процессы глобализации и интегрирования в мировое сообщество: осуществлялось формирование единой образовательной территории, нормы законодательства в образовании унифицировались, происходила гармонизация механизмов правового регламентирования отрасли. Вследствие этого, непрерывное введение изменений в нормативно-правовые акты, которые регулируют область образования, не удивительно. Попытки преобразования законодательства в области образования предпринимались многократно с начала 2000-х, а за последний период превратились в перманентный процесс. К примеру, лишь с 2002 по 2009 год в закон РФ «Об образовании» № 3266–1 от 10 июля 1992  года внесли более 50 законодательных инициатив, за данный период также приняли 50 федеральных законов, которые регулируют отношения в образовательной сфере[1].

Утверждённый после длительных обсуждений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отображает накопленную практику правового регламентирования сферы образования за прошедшие десятилетия и его целью является решение совокупности проблем, скопившихся в системе образования вообще и в ее отдельно взятых элементах. Необходимо обратить внимание на одну из основных новаций, которая относится к субъектам, имеющих право заниматься образовательной деятельностью, у них появился четкий правовой статус. Например, в законе внесено новое понятие — «организации, осуществляющие образовательную деятельность»[2], к которым принадлежат именно образовательные организации и другие объединения, которые занимаются обучением. Как видим, круг субъектов, обладающих правом ведения образовательной деятельности, значительно увеличен, включая появившуюся возможность доступа не образовательных объединений к этой деятельности. Необходимо заметить, что до утверждения данного закона, законодателем использовалось общее понятие «образовательное учреждение», весьма сужающее понятие самого субъекта, который занимается этой деятельностью. Впрочем, данное понятие распространялось на все юридические лица сферы образования[3].

Такое тождество, с учетом постоянных нестыковок в нормах образовательных законов и других нормативных актов, ведет к трудностям в правовом применении. Вследствие этого, в новом законе учтена данная проблема и от понятий «образовательное учреждение» или «учреждение образования» перешли к понятию «образовательная организация», как к более общему и универсальному виду обозначения юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Опыт формирования образовательных организаций доказывает, что на сегодняшний день наиболее распространенным организационно-правовым видом формирования образовательной организации является собственно учреждение.

Можно отметить позитивное стремление законодателя к унификации юридических терминов. Не существуют серьезные препятствия, для применения созданного термина, учитывая предпосылки к увеличению видов и форм субъектов образовательной деятельности. Подчеркнем, что закон под образовательной организацией подразумевает некоммерческую организацию, реализующую как основной вид деятельности согласно целям, ради которых подобная организация образована, образовательную деятельность. Основываясь на это, необходимо заметить, что образовательные организации могут быть созданы в одном из видов, предположенных для некоммерческих организаций.

Закон основывается на довольно широкий перечень лиц, которые имеют право на реализацию образовательной деятельности. Это продиктовано тем, что само понятие «образовательная деятельность» довольно широкое по содержанию.

Образовательные организации - традиционные участники образовательного процесса. В свою очередь к ним присоединяются научные организации, достаточно разумное дополнение к их правоспособности как некоммерческих объединений. Стопроцентной новацией законодательства можно назвать причисление к субъектам образовательной деятельности частных предпринимателей, то есть, можно в полной мере говорить, что частный предприниматель может открыть колледж и осуществлять образовательную деятельность.

Необходимо заметить, что прежний закон об образовании предполагал для частных предпринимателей лишь ведение трудовой деятельности, рассматриваемой, как предпринимательская и регистрируемой.[4] В новом законе, частный предприниматель рассматривается как лицо, которое осуществляет образовательную деятельность не только лично, но и нанимает для этой цели сотрудников. Вместе с тем, новый закон предъявляет особенные требования к предпринимателям, которые осуществляют образовательную деятельность: они могут реализовывать основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, а также деятельность по присмотру и уходу, воспитанию и для того, чтобы это осуществлять, частному предпринимателю необходимо получить надлежащую лицензию.

Следовательно, как основные новые направления, отраженные в ФЗ «Об образовании в РФ» можно подчеркнуть:

-                   формирование условий для обновления и развития правого регламентирования системы образования согласно экономическим, социальным условиям, а также интересам общества и державы;

-                   учет международных обязательств России в образовательной сфере на мировой арене;

-                   определение системного и функционального подхода к правовому регламентированию общественных взаимоотношений в области образования.

Вместе с тем, базовые определения не отодвигаются на задний план, они так же находят своё отображение в новом ФЗ «Об образовании», к ним можно причислить:

-                   обеспечение права на образование в течение всей жизни согласно образовательным или профессиональным потребностям;

-                   равноправие и конкуренция субъектов, которые осуществляют образовательную деятельность, включая образовательные организации разных видов собственности и частных предпринимателей, что продиктовано явным принципом гражданского права.

-                   открытость системы образования внешним запросам, другими словами в сфере образования в дальнейшем будет осуществляться развитие механизма общественного участия в руководстве и общественно-профессиональной аккредитации, участие в сетевых видах выполнения образовательной деятельности, то есть создание и реализация образовательных программ с участием научно-исследовательских центров, образовательных организаций и предприятий.

-                   информационная публичность о функционировании образовательной организации для потребителя услуг, обязательное ведение интернет-сайта, с определенным перечнем сведений, обязательных для размещения и опубликования, включая публикацию отчета о самообследовании образовательной организации[5].

Таким образом, в числе отрицательных тенденций, имеющихся в анализируемом федеральном законе, можно отметить отсутствие гарантии бесплатности образования, в качестве базового принципа зафиксированного в ст. 43 Конституции РФ[6].  Видится, что отражение подобного первичного утверждения, которое, в частности, провозглашено и Всемирной декларацией о высшем образовании, должно было найти свое отражение в законе.

Предполагается, что последующее движение в развитии регламентирования образования должно быть нацелено на создание логичной системы правового материала, инвентаризацию преимущественного числа подзаконных актов и некоторых норм, относящихся к образованию, обобщению практики и формированию соответственного метода решения скопившихся нормотворческих вопросов.

 

Список литературы

1.            Волкова Н. С., Дмитриев Ю. А., Еремина О. Е., Жукова Т. В., Кирилловых А. А., Павлушкин А. В., Пуляева Е. В., Путило Н. В.  Научно-практический комментарий к Федеральному к закону «Об образовании в Российской Федерации»/ А. А. Кирилловых // [Электронный ресурс]// Деловой двор.-2013-.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17372;dst=100625

2.            Кирилловых А. А. " Организация в сфере образования: современная типология» / А. А. Кирилловых // Деловой двор.-2014.-№ 2.- C.12–16.

3.            Кирилловых А. А. Правовой статус субъектов образовательной деятельности / А. А. Кирилловых // Деловой двор.-2013.-№ 10.- C. 21–26.

4.            Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

5.            Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012.



[1] Кирилловых А. А. " Организация в сфере образования: современная типология» / А. А. Кирилловых // Деловой двор.-2014.-№ 2.- C.12–16.

[2] Волкова Н. С., Дмитриев Ю. А., Еремина О. Е., Жукова Т. В., Кирилловых А. А., Павлушкин А. В., Пуляева Е. В., Путило Н. В.  Научно-практический комментарий к Федеральному к закону «Об образовании в Российской Федерации»/ А. А. Кирилловых // [Электронный ресурс]// Деловой двор.-2013-.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17372;dst=100625

[3] Кирилловых А. А. Правовой статус субъектов образовательной деятельности / А. А. Кирилловых // Деловой двор.-2013.-№ 10.- C. 21–26.

[4] Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)// КонсультантПлюс

[5] Волкова Н. С., Дмитриев Ю. А., Еремина О. Е., Жукова Т. В., Кирилловых А. А., Павлушкин А. В., Пуляева Е. В., Путило Н. В.  Научно-практический комментарий к Федеральному к закону «Об образовании в Российской Федерации»/ А. А. Кирилловых // [Электронный ресурс]// Деловой двор.-2013-.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17372;dst=100625

[6] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// КонсультантПлюс

Все права защищены © 2021 г.