Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

25 июня 2015

Автор: Загоскина Татьяна Викторовна, заместитель директора по организационно-педагогической и реабилитационной работе БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г. Вологда, Вологодская область


Взаимодействие субъектов образовательного процесса при коррекции девиантного поведения подростков в школе

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении. Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся все более и более употребительными в последнее время. Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм.

Категория детей с отклонениями в поведении – одна из категорий, с которой приходится работать каждому образовательному учреждению. В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно, должны быть созданы условия для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции. Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.

Основное содержание работы всех субъектов образовательного процесса в школе по социальной коррекции отклонений в поведении школьников можно увидеть в таблице.

Субъекты реализации работы с девиантным поведением подростков в школе

Содержание деятельности специалистов

Классный руководитель

-     является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками;

-     делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;

-     организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения школьников.

Педагог дополнительного образования

-     изучает интересы учащихся;

-     создает условия для их реализации;

-     развивает возможности личности в профессиональном самоопределении;

-     решает проблемы рациональной организации свободного времени.

Социальный педагог

-     изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

-     организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;

-     поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации;

-     взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.

Психолог

-     изучает личность учащегося и коллектива класса;

-     анализирует адаптацию ребенка в среде;

-     выявляет дезадаптированных учащихся;

-     изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками;

-     подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

-     выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;

-     осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков.

Школьный врач

-     исследует физическое и психическое здоровье учащихся;

-     проводит систематический диспансерный осмотр учащихся;

-     организует помощь учащимся, имеющим проблемы со здоровьем;

-     разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с подростками, имеющими различные заболевания;

-     взаимодействует с лечебными учреждениями.

 

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников. Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для социальной адаптации.

Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи обучающемуся. Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. Ввзаимодействие всех специалистов данной школы является одним из условий, обеспечивающих социальную коррекцию девиантного поведения.

Все права защищены © 2021 г.