Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

26 июня 2015

Автор: Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Правовой статус организаций,осуществляющих оценку качества образования

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Обобразовании в Российской Федерации» и Федерального закона  от 21 июля 2014 года№ 256-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"число субъектов образовательных отношений пополнилось еще одной группойактивных «членов» системы образования – организациями, осуществляющими оценку качества образования.

Анализ законодательства показывает, что созданаопределенная структура, состоящая из государственных органов федерального и регионального уровня,муниципалитетов, подведомственных им организаций, а также организации различных форм собственности, объединенных одной целью – оценить качество деятельности образовательной организации. Однако самого оценочного суждения потребитель образовательных услуг не получит, так как независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Таким образом, в конечном итоге потребитель или иное заинтересованное лицо сам составляет свое собственное мнение о деятельности конкретной образовательной организации. Для сбора информации о качестве деятельности образовательной организации и обеспечения ее доступности законодатель создал сложную систему субъектов независимой оценки деятельности образовательных организаций.

Кроме того, законодатель ввел разновидности независимой оценки качества образования. Например, в Методических рекомендациях[1]по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельностьговорится о  независимой оценке качества образования и «ведомственной (!) независимой оценке качества образования».

 В связи с включением некоторых федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в число субъектов, осуществляющих оценку качества образования, ихстатус расширился.Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации[2] Министерство финансов Российской Федерации помимо основных своих функций, является теперь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяющим состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Объем полномочий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации также пополнился новыми функциями[3]. Оно теперь осуществляет координацию деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациями и осуществляет общее методическое обеспечение проведения указанной оценки. Так, теперь Минтруд России координирует деятельность по проведению независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациямиследующих формах:а) образовывает межведомственные координационных и совещательные органы и рабочие группы по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациями;б) подготавливает предложения по вопросам совершенствования правового регулирования проведения независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациями;в) обменивается информацией с заинтересованными органами и организациями по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услугобразовательными организациями в рамках мониторинга проведения независимой оценки качества оказания услуг такими организациями. Кроме того, Минтруд России  с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти должен давать разъяснения по вопросам порядка проведения независимой оценки качества оказания услугобразовательными организациями.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления также расширились. Так, указанные органы обязаны создать условия: для развития организаций оценки качества образования;для формирования и развития кадрового потенциала такой оценки на региональном уровне. Кроме того, они обязаны координировать работу субъектов независимой оценки качества подготовки обучающегося  на региональном уровне;организовать разработку рекомендаций по ее проведению на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;организовать разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Кроме того, органы управления образованием наделяются следующими полномочиями: формируют общественные советы по проведению независимой оценке качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность[4]; утверждают Положение об общественном совете по проведениюнезависимой оценки качества деятельности организаций[5]; разрабатывают с учетом предложений общественного совета техническое задание для организации – оператора; размещают информацию о результатах независимой оценки качества образования на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России; рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты таких оценок; обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность[6].

Учитывая, что независимая оценка качества образования включает в себя два объекта: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся и 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то предполагается, что субъекты независимой оценки будут тоже делиться на две группы: 1) организации-операторы, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся (далее – НОК ПО) и 2) организации-операторы по проведениюнезависимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – НОК ДО).

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования;

некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур независимой оценки качества подготовки обучающегося;

иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

Для выполнения работ по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы, например, некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Функции организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания государственного заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;

определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;

определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;

разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;

разработка инструктивных методических материалов;

сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;

разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;

обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;

подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

При осуществлении независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность основную роль играют Общественные советы. Общественные советы являются самостоятельным субъектом независимой оценки качества образования,  которые формируются с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Необходимо отметить, чтообщественные советы формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. В его состав входят представители общественных организаций, а число членов не может быть менее чем пять человек, при этом они осуществляют свою деятельность на общественных началах.  Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на официальном сайте.

Общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций выполняют основные действия в отношении оцениваемых организаций. Во-первых, определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка, предусмотренная настоящей статьей;во-вторых, формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности организаций (далее - оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с оператором;в-третьих, устанавливают при необходимости критерии оценки качества образовательной деятельности организаций (дополнительно к установленным настоящей статьей общим критериям);в-четвертых, проводят независимую оценку качества образовательной деятельности организаций с учетом информации, представленной оператором;в-пятых, представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, а также предложения об улучшении их деятельности.

Каждая процедура независимой оценки качества образовательной деятельности может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Например, независимая оценка может охватывать все образовательные организации определенного типа или выбрать только определенную группу образовательных организаций. При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников независимой оценки качества образовательной деятельности.Например, это могут быть:характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);ведомственная принадлежность;объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);специализация образовательных программ; или иные характеристики.

Результатом проведения независимой оценки качества образования на регулярной основе должно послужить повышению конкурентоспособности российских образовательных организаций на российском и международном рынке образовательных услуг.

Однако, высокая степень вмешательства государства и применение сообразных этому правовых инструментов лишает процедуру оценки того уровня независимости, который предполагает большую степень влияния институтов гражданского общества.



[1] Письмо Минобрнауки России от 03.04.2015 N АП-512/02 "О направлении Методических рекомендаций по НОКО"

[2]Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1203 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющем состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"/ СПС КонсультантПлюс.

[3] Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1202 "О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки" / СПС КонсультантПлюс.

[4]Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом

[5]В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образованием должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета

[6]Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах)

Все права защищены © 2021 г.