Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

26 июня 2015

Автор: Венжик Тамара Дмитриевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 города Зверево Ростовской области


Введение инклюзивного образования (из опыта работы МБОУ СОШ № 2 города Зверево Ростовской области)

Цель  и задачи системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 2

 

Цель: Создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

       разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей введение инклюзивного обучения в педагогическую практику школы;

       создание системы ранней диагностики, в том числе с помощью диагностического аппаратно-программного комплекса «АРМИС», и выявления детей-инвалидов и детей  с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

       формирование программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами,  детьми с ОВЗ в контексте инклюзивного образования;

       создание безбарьерной образовательной среды.

 

Направления инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ

 

1.    Обучение:

       включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения по программам общего образования;

       включение в процесс обучения в классе;

       обучение по индивидуальному образовательному маршруту;

       обучение в домашних условиях.

2.    Воспитание и социализации:

       включение в социокультурное пространство школы, города;

       психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

3.    Коррекция:

- индивидуальные занятия с педагогами специальной направленности – учителем-коррекционником, логопедом, дефектологом;

- сопровождение тьютором;

- занятия по снятию психологического, эмоционального, мышечного напряжения в специально оборудованной для детей с ОВЗ комнате (кабинет № 104), сенсорной комнате (кабинет № 109)

 

Комплексные мероприятия по реализации образовательных задач

 

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:

       разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность МБОУ СОШ № 2, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей-инвалидов,  детей с ОВЗ в различных формах;

       разработка механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в МБОУ СОШ № 2.

 

Создание безбарьерной образовательной среды:

       формирование безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха;

         обеспечение школы  специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей-инвалидов с ОВЗ;

       приведение здания МБОУ СОШ № 2 в соответствие строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

       формирование психологической среды, позволяющей ребенку-инвалиду,  ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях.

Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ:

       разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка-инвалида,  детей с ОВЗ;

       создание рабочей группы по организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья из числа педагогов, имеющих специальное образование или специальную подготовку по работе с детьми с ОВЗ.

Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка-инвалида, ребенка  с ОВЗ:   

-    апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;

       формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения в лице специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (педагога-психолога,  социального педагога, тьютора, коррекционного педагога);

       сопровождение родителей, имеющих детей-инвалидов, детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;

Формирование  толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:

       создание позитивного отношения к инвалидам, лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка-инвалида,  ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;

Кадровое обеспечение:

       участие педагогов в курсах профессиональной переподготовки по программам инклюзивного образования;

       обучение педагогов на курсах  повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения;

       участие педагогов в семинарах и вебинарах по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.

Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:

       разработка и реализация системы  мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях школы.

Научное сопровождение инклюзивного образования

       проведение психологических, педагогических исследований по вопросам инклюзивного образования;

       изучение деятельности пилотных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в МБОУ СОШ № 2.

 

Ожидаемые результаты реализации настоящей системы:

Реализация настоящей системы позволит:

       сформировать систему инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 2, позволяющую обеспечить права детей-инвалидов, детей с ОВЗ на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья;

       обеспечить создание безбарьерной образовательной среды для всех участников образовательного процесса;

       повысить эффективность  функционирования системы инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

 

Риски

1.     Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием, а также приведения в соответствие здания школы строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

2.     Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами.

3.     Включение ребенка в инклюзивное образование невозможно без согласования со специалистами ПМПК, родитель не всегда может реально оценить возможность получения инклюзивного образования.

4.     Возможное неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» детей.

5.     Отсутствие гибкой системы оценивания достижений и системы итоговой аттестации учащихся,  заложенной в стандартах.

6.     Отсутствие опыта работы в инклюзивном пространстве среднего и старшего звена школы.

7.     Слабость контактов с системой профессионального образования.

Финансовое обеспечение:

Финансирование организации инклюзивного обучения осуществляется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также средств общественных, благотворительных  организаций и добровольных пожертвований граждан.

Все права защищены © 2021 г.