Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

20 мая 2015

Автор: Лямцева Людмила Ивановна, воспитатель структурного подразделения № 1064 ГБОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 436»


Участие педагогических работников в разработке и принятии локальных нормативных актов

Педагогическим работником может считаться любой человек, если он, во-первых, состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а во-вторых, выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Непосредственно локальным актам посвящена ст. 30 Федерального закона, согласно которой локальные акты могут затрагивать права и обязанности не только обучающихся, но и педагогических работников. Поэтому при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права работников образовательной организации, учитывается мнение (в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством) представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Если нормы локальных нормативных актов ухудшают положение работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством, то такие локальные нормативные акты не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Из норм Федерального закона следует, что локальными нормативными актами могут регулироваться права не только педагогических работников, но и иных работников образовательной организации.

Как было отмечено выше, порядок и случаи учета мнения представительных органов работников образовательной организации определены трудовым законодательством. Согласно ст. 371 Трудового кодекса работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом ст. 372 Трудового кодекса раскрывает понятие «случаи, предусмотренные Кодексом» и рассматривает в их качестве случаи, предусмотренные как Трудовым кодексом, так и федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями. То есть и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» иных законодательных актах, в подзаконных актах федерального уровня могут устанавливаться требования о согласовании решения руководителя организации с представительным органом работников образовательной организации. Однако Трудовой кодекс не предусматривает возможности устанавливать такие случаи в актах субъектов Российской Федерации.

 Если такие случаи имеются и работодатель принимает локальный нормативный акт, то перед принятием решения он направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном Трудовым кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает конкретные случаи, связанные с правами работников образовательных организаций, по которым следует принимать локальные нормативные акты. Так, ст. 47 предусмотрено, что право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализуются в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.

Нормы профессиональной этики педагогических работников согласно ч. 4 ст. 47 также должны быть закреплены в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Трудовой кодекс требуют, чтобы при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права работников образовательной организации, учитывалось мнение представительных органов работников. И для того, чтобы локальные акты были действующими, в каждой образовательной организации  должны быть созданы такие представительные органы.

Все права защищены © 2021 г.