Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

26 июня 2015

Автор: Шкуратенко А.И., заведующий МБУ «Районный методический кабинет» Боковского района


Субъекты, осуществляющие образовательную деятельность: проблемы теории и практики

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Поэтому одной из важнейших проблем развития образования сегодня можно рассматривать недостаточную подготовку руководителей образовательных учреждений осуществлять маркетинг как деятельность по согласованию возможностей организации (ее внутренней среды) с потребностями клиентов (требованиями внешней среды).

Для успешного становления общности людей стало необходимым согласовывать значимые для каждого и всех общие цели взаимодействия. Результатом явилось создание людьми организаций (социальных систем) как совокупности целенаправленно взаимодействующих для достижения общих целей людей. Таким образом, потребность в обмене необходимыми ресурсами вынуждает людей и организации вступать в согласованное взаимодействие друг с другом.

Различные образовательные учреждения (даже если их руководители не знакомы с теорией маркетинга), выстраивая взаимодействия с потребителями своих услуг, расставляют те или иные акценты при согласовании изменяющихся потребностей в образовании с возможностями учреждения. Все больше людей понимают, что маркетинг как вид деятельности помогает образовательному учреждению быть востребованным и выживать в сложной меняющейся обстановке.

Вместе с тем становится все более очевидным, что достаточно сложно согласовать интересы образовательных учреждений (и отрасли образования как ведомства) с интересами различных социальных групп. Учреждения как производители образовательных услуг заинтересованы в максимальном сбыте при минимальных затратах. Клиенты заинтересованы получать качественные услуги по доступным ценам и в удобных условиях.

Необходимо создание общественных структур, заинтересованных в стабильном росте качества жизни населения, как посредника между сферой образования и социально-экономической сферой, для которой образование – средство обслуживания интересов людей. И в такой ситуации маркетинг образовательных услуг – способ согласования вступающих в противоречия интересов производителей услуг, клиентов и общества в целом. К сфере образовательных услуг сегодня можно отнести деятельность различных организаций по реализации образовательных программ разного типа и вида, способных удовлетворить потребности личности, общества и государства в качественном образовании. Государство в лице федерального органа управления образованием выражает свои интересы посредством установления требований к результатам и организации деятельности образовательных учреждений. Государство, оплачивая работу образовательного учреждения из кармана налогоплательщика, является заказчиком услуги. Вместе с тем, определяя основные условия взаимодействия учреждения и обучающегося, оно выступает специфическим посредником между ними.

Можно отметить, что муниципальные органы управления образованием тоже могут выполнять функции посредника, заказчика и плательщика. При условии финансирования из своего бюджета тех или иных образовательных программ, муниципалитет конкретизирует для образовательных учреждений свой заказ, выступая посредником между ними и жителями своей территории (потребителями образовательных услуг).

Таким образом, для эффективного взаимодействия с ребенком как основным потребителем своих услуг, образовательному учреждению необходимо самому согласовывать свои цели с субъектами рынка труда и образования. Согласование же целей с потребителями возможно при их конкретной постановке.

Специфика услуг как продукта образовательных учреждений вызывает необходимость у их руководителей больше внимания уделять согласованию спроса и предложения, то есть больше заниматься маркетингом.

Важное значение для эффективного взаимодействия учреждения с субъектами рынка образовательных услуг (и, прежде всего, потребителями) имеет создание имиджа – представления его в сознании различных групп субъектов. Имидж как некий образ организации позволяет вызывать большее доверие у потребителей. Управляя изменением образа, образовательное учреждение оказывает воздействие на отношение субъектов рынка к себе, формируя потребность в своих услугах. Для поддержания у потребителей доверия к деятельности своего учреждения руководители вынуждены решать определенные задачи.

Рассматривая деятельность образовательного учреждения прежде всего как процесс взаимодействия обучающихся, педагогов, руководителей, необходимо отметить, что задачи затрагивают все аспекты деятельности, включая профессиональную подготовленность к ней субъектов:

1.               конкретизировать цели образовательного учреждения;

2.               материализовать результаты деятельности образовательного учреждения;

3.               конкретизировать требования к деятельности обучающихся;

4.               конкретизировать требования к уровню подготовки педагога;

5.               разнообразить формы предо¬ставления образовательных услуг;

6.               рационализировать образовательную деятельность учреждения;

7.               обеспечить эффективность взаимодействия участников образовательного процесса;

8.               обеспечить уровень профессиональной подготовки педагогов и руководителей, необходимый для решения поставленных задач.

Таким образом, успешная деятельность образовательного учреждения в сегодняшних условиях во многом определяется тем, насколько эффективно руководитель осуществляет маркетинг, насколько согласованно с изменениями внешней среды проводит внутренние изменения, учитывая при этом особенности предоставляемых образовательных услуг. По сути своей, наличие внебюджетных доходов в образовательном учреждении продиктовано существенной разницей между усредненным государственным заказом-минимумом и социальными ожиданиями от системы образования. И поскольку ждать некогда, время требует высоких образовательных цензов, – общество реализует свои потребности, оплачивая дополнительные возможности школы.

Все права защищены © 2021 г.