Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

25 июня 2015

Автор: Силинская Юлия Павловна, заместитель директора по информационно-методической работе БОУ ВО «Областной центр ПМСС», г. Вологда, Вологодская область


Организационно-управленческая модель взаимодействия центров ПМСС с образовательными организациями по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации

В Вологодской области деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, осуществляют центры психолого-медико-социального сопровождения (далее – центры ПМСС).

Нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность центров ПМСС по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- Приказ Департамента образования области «Об утверждении государственного задания» от 30 декабря 2013 года, №3275;

- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 20 сентября 2013 года, №1082;

- Положение о Центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях Вологодской области, утвержденное приказом Департамента образования области от 30 декабря 2013 года №3276;

- Устав центра ПМСС и иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (ст.42) центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи решают следующие основные задачи:

-                     оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;

-                     оказание помощи  организациям,  осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся;

-                     осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии

и другие задачи.

Центры ПМСС выстраивают взаимодействие с образовательными организациями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении, развитии, социальной адаптации. В процессе взаимодействия центра ПМСС с заинтересованными организациями  используются различные направления и формы работы:

1.     Диагностическое обследование обучающихся

2.     Консультирование родителей, педагогов

3.     Профилактика и просвещение, повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса

4.     Методические мероприятия для педагогических работников

5.     Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации

Организационно-управленческая модель взаимодействия центров ПМСС  с организациями по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, предполагает создание ряда условий, позволяющих выстроить эффективное сотрудничество с заинтересованными организациями:

1.  Организационно-управленческие условия предполагают чётко оформленную структуру управления процессом взаимодействия: со стороны учреждений должны быть назначены лица, ответственные за взаимодействие с центром ПМСС по психолого-педагогическому сопровождению детей; в центре ПМСС организация предоставления услуг специалистов осуществляется заместителем директора. В соответствии с Уставом центр ПМСС строит свои взаимоотношения с другими организациями и гражданами во всех сферах своей деятельности на основании договоров (соглашений) о сотрудничестве, совместных планов работы. В своей деятельности центр ПМСС учитывает интересы потребителей, обеспечивает качество предоставляемых услуг.

2.  Нормативно-правовые условия. Организация деятельности специалистов центра ПМСС по сопровождению детей осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами. Определяется целевая группа и перечень услуг, предоставляемых центром ПМСС, заинтересованным организациям соответствии с Законом об образовании в РФ, государственным заданием, Уставом центра ПМСС.

3.  Материально-технические условия – создание условий для работы специалистов с целевой группой (наличие кабинетов, необходимого оборудования, сертифицированных диагностических методик, дидактических игр и пособий и др.).

4.  Кадровые условия – психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, осуществляется квалифицированными специалистами – учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, социальными педагогами. Услуги центров ПМСС в первую очередь предоставляются тем образовательным организациям, в которых отсутствуют указанные специалисты.

5.  Информационно-методические условия предполагают методическую помощь педагогическим работникам, специалистам учреждений различных ведомств, родителям (законным представителям) с целью повышения психолого-педагогической компетентности по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

 

Этапы организационно-управленческого взаимодействия центров ПМСС  с образовательными организациями

На первом этапе директор центра ПМСС и руководитель организации заключают договор (соглашение) о сотрудничестве на учебный год. Заместитель директора центра ПМСС, ответственный за сотрудничество с образовательными организациями, направляет последним перечень услуг, предоставляемых центром ПМСС. Работник организации, ответственный за сотрудничество с центром ПМСС, составляет заявку на услуги, которая заверяется печатью и подписью руководителя заинтересованной организации.

На втором этапе заявки, направленные в центр ПМСС, обрабатываются, составляется совместный план работы с организациями муниципальных районов и городских округов, определяются сроки, адресат, форма, место и условия проведения мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения целевой группы.

 На третьем этапе в соответствии с планом работы осуществляются мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации. Работа специалистов центра ПМСС с детьми  в возрасте до 14 лет осуществляется только при наличии письменного согласия родителя (законного представителя). Данные мероприятия в зависимости от содержания и формы работы проводятся на базе учреждений, либо в центре ПМСС.

На четвертом этапе проводится мониторинг удовлетворённости качеством услуг, предоставленных центром ПМСС, проводится анализ работы центра ПМСС с образовательными организациями по сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, обозначаются перспективы работы центра ПМСС по взаимодействию с организациями на следующий учебный год.

Организационно-управленческая модель взаимодействия центров ПМСС  с организациями по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, эффективно реализуется центрами ПМСС, однако в результате анализа деятельности центров ПМСС по взаимодействию с заинтересованными организациями отмечаются следующие проблемы:

-                     рост числа детей, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации;

-                     недостаточный охват психолого-педагогическим сопровождением целевой группы в муниципальных районах, в отдаленных населенных пунктах. Необходимую помощь специалистов в первую очередь получают дети, проживающие в населенных пунктах, где расположены центры ПМСС (г. Вологда, г. Череповец, г. Великий Устюг, г. Тотьма);

-                     несвоевременное обращение за помощью в центры ПМСС;

-                     поиск наиболее эффективных форм оказания качественных услуг центров ПМСС в муниципальных районах и городских округах.

В целом, услуги центров ПМСС по  оказанию  психолого-педагогической помощи детям, имеющим трудности в обучении, развитии, социальной адаптации, востребованы у населения и заинтересованных организаций, ведомств, однако требуют дальнейшего совершенствования по обеспечению качества, своевременности и эффективности их предоставления.

Все права защищены © 2021 г.