Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

24 июля 2015

Автор: Пуляева Елена Валерьевна, ведущий научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы образовательной организации: вопросы реализации новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Нововведением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является формирование образовательными организациями цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). 
Такое новшество направлено на упрощение доступа учащихся к учебно-методическим документам, что является одним из направлений модернизации системы образования.
Разумеется, указанные положения являются основой для принятия субъектами Российской Федерации соответствующих нормативно-правовых актов в целях создания условий для осуществления образовательного процесса на должном уровне и выделения денежных средств из соответствующего бюджета.
В свою очередь, образовательным организациям также потребуется принять локальные нормативные акты, регулирующие, в том числе, порядок выбора и приобретения электронных учебников, учебных пособий. Такие акты призваны будут обеспечивать:
  • реализацию полномочия образовательной организации по определению списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных образовательным организациям к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ;
  • реализацию права на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой;
  • использование учебных изданий при реализации программ дополнительного образования.
При разработке локального нормативного акта, регламентирующего порядок выбора и приобретения учебников, учебных пособий, в том числе электронных, необходимо учесть следующее. При комплектовании фонда школьной библиотеки на следующий учебный год:
  • выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой образовательной организацией;
  • для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии. В случае невозможности соблюдения преемственности в рамках одной предметно-методической линии - в изучении учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования;
  • учебники и учебные пособия должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС007/2011) и санитарным правилам СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
Формирование списка учебников, учебных пособий для осуществления выбора из них используемых образовательной организацией при реализации образовательных программ должно осуществляться посредством:
  • инвентаризации библиотечных фондов образовательной организации. Работник библиотеки школы совместно с учителями анализируют состояние обеспеченности фонда библиотеки учебниками, выявляют дефицит. Результаты инвентаризации утверждаются Заведующим библиотекой и передаются Директору;
  • формирования под руководством Заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с участием педагогического коллектива списка учебников из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях и учебных пособий допущенных к использованию при реализации образовательных программ, планируемых к использованию в новом учебном году. Список согласовывается с коллегиальными органами управления образовательной организации и утверждается ее Директором;
  • составления заявки на приобретение учебников, учебных пособий, в том числе в электронной форме, и направление ее в орган управления образованием муниципального района (городского округа) либо осуществления закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет средств, полученных из бюджета на оказание муниципальных услуг. При заключении договоров на поставку учебников необходимо: а)предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников или возможность возврата денежных средств;б) учитывать, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника;
  • размещения информации для обучающихся и их родителей (законных представителей) о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе.
Учет вышеизложенных особенностей укомплектации библиотечного фонда учебными и методическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям, в том числе в электронной форме, позволит осуществить этот процесс в соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Все права защищены © 2021 г.