Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

22 июля 2015

Автор: Пуляева Л.В., учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 14 «Подмосковье»


Права родителей в образовательном процессе в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

3) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

6) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Наличие вышеперечисленных прав у родителей выражается в определенной федеральным государственным образовательным стандартом форме участия в организации образовательного процесса.

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» предполагает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Как видим, на уровне дошкольного образования форма участия родителей в образовательном процессе весьма расплывчата. Можно отметить, что образовательная организация должна создавать возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.

Между тем, форма участия родителей в образовательном процессе в начальной школе приобретает реальные очертания. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся участвуют в:

1) разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

2) формировании части основной образовательной программы в соответствии со спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

3) обновлении содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

4) выборе одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы;

5) выборе родителями (законными представителями) одного из следующих предметов, подлежащих изучению: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики;

6) разработке индивидуальных учебных планов для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

7) реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.

Предусмотренные законодательством об образовании требования к включению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сам образовательный процесс и его организацию, предполагают активное взаимодействие образовательной организации и органов управления образовательной организацией, представляющих интересы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Наличие таких органов позволяет более слаженно и организованно проходить процедуры обсуждения и принятия решений по тем вопросам, в которых участие родителей (законных представителей) обучающихся обязательно. При этом образовательная организация может лишь поддерживать инициативы родителей (законных представителей) обучающихся по созданию коллегиальных органов управления, выражающих их интересы, но не координировать и т.п. этот процесс.

Все права защищены © 2021 г.