Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

24 июля 2015

Автор: Баранков Владимир Леонидович, научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП


Проблемы развития дистанционного, электронного и сетевого образования

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменил практически всю существовавшую нормативно-правовую базу, касающуюся таких понятий, как «дистанционное образовательные технологии» и «дистанционное обучение», и отсылает к подзаконным актам (Приказ МОН: «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» ). Так же в законе введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».
Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации»  сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус (статьи 15, 16).
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных,  медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.
Если сказать коротко: сетевое образование - это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.
Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых  и утверждаемых образовательных программ.
Сегодня проблема развития сетевого образования актуальна для многих российских вузов. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает такую форму реализации образовательных программ. Однако на практике еще остается много нерешенных вопросов, к примеру, связанных с финансированием, с механизмом выдачи двойных дипломов внутри России. Пока сетевая форма обучения не учитывается и в контрольных цифрах приема. Поэтому хотя многие вузы имеют опыт успешного сотрудничества с зарубежными партнерами, получение второго диплома в российских вузах остается довольно проблематичным. В то же время многие наши университеты, оснащенные современным оборудованием, обладающие высокопрофессиональными кадрами, могут обеспечить уровень знаний даже выше некоторых иностранных образовательных учреждений. Кроме того, сетевыми образовательными технологиями смогут воспользоваться и многие организации, НИИ. ТГАСУ уже имеет опыт получения двойных дипломов с казахстанским университетом. Считаю, что пристальное внимание к проблемам сетевого образования на федеральном уровне, позволит значительно расширить возможности для его развития в России.
Отсутствие четкого порядка реализации сетевых образовательных программ тормозит продвижение перспективных начинаний.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Таким образом,  электронное обучение (e-learning) - это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и  электронных обучающих ресурсов.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.
Здесь все упирается в ряд проблем.  Одна из них состоит в том, что «для  реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, — говорится в законе об образовании, —  должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Следующая проблема – это кадровая проблема. Мало преподавателя снабдить  ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и так далее, необходимо при этом и отлично научить его использовать все это богатство, обеспечить современными методическими разработками . Если исходить из закона то, сейчас строго запрещено заниматься электронным образованием не имея электронных учебных материалов, информационно-образовательной среды, необходимых баз данных,  но, самое главное, не имея целенаправленно подготовленных учителей  и управленцев.
Надо подчеркнуть, что в школах данные трудности понемногу начинают решаться, хотя не настолько молниеносно, как желалось. К примеру, в Пензенской области во время проведения усовершенствования образования многие преподаватели были снабжены сперва  нетбуками, а сразу после этого  и ноутбуками. Школы подключены к интернет сети, имеют интернет сайты, пополняются интерактивными  досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. Во время проведения пилотного одноименного проекта устроено дистанционное обучение детишек с ограниченными реальными способами. Преподаватели осваивают IT-технологии и методики их использования.
Согласно закону об образовании общее образование вполне может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот тут, как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.
Также хочу выделить некоторые организационные и социальные проблемы развития дистанционной образования в России.
Дистанционное образование – принципиально иная образовательная модель, а не просто замена традиционных форм на похожие, лишь выполняемые на других технических средствах; что не подходят те критерии и механизмы оценки качества образования, которыми оперирует министерство.
Дистанционное образование – это постиндустриальная парадигма образования вообще, а не просто передача информации с помощью новых технических средств, как представляют некоторые люди, не владеющие основами педагогики, но, к сожалению, обладающие властью. В законе, и это удивляет, используется сочетание «электронное образование и дистанционные технологии» – как неуклюжий пример телеги, стоящей впереди лошади.
Технократизм мышления, наша отличительная черта, порождает одномерность стратегий. Если сводить дистанционное образование исключительно к технологии передачи информации, то возникнет уродливая форма реализации этого вида образования, по своим результатам не стоящая даже близко к советскому заочному, потерявшему доверие уже давным-давно. Такая деятельность дискредитирует дистанционное обучение и вызывает у людей недоумение: неужели дешевое, низкокачественное и профанированное по целям, методам и средствам образование – это то самое образование XXI века?
На данный момент, вызывает тревогу тот факт, что многие студенты данной формы обучения уже практически не подготовлены к самостоятельной работе: они научились активно применять интернет (www) для поиска адекватного материала, но не могут его проверять, да и достаточно регулярно не хотят это выполнять.  В продуктивных заданиях, рассчитанных на формирование у них желания к современной исследовательской работе, они ограничиваются компиляцией взятых из сети интернет отрывков из сторонних  произведений. Тестовая форма анализа и контроля знаний студентов, как минимум, гуманитарных специальностей, тоже не дает возможность понять настоящий показатель их подготовки по предмету. Вдобавок, студенты-гуманитарии во многом лишены таким образом нужной для их профессиональной подготовки публичной практики вербального оформления своих мыслей, которую получают только в процессе основного общения с учителем.
Добавим к этому неимение электронных учебных материалов по некоторым предметам (не вызывает сомнений, что эти учебники в полной мере отвечают рассматриваемой форме образования), неограниченные нормативно сроки обучения, поэтому студент, теоретически, вполне может выйти из ВУЗа с старыми, потерявшими актуальность знаниями по предметам, которые он сдавал в самом начале  учебы, и так далее. Этот список трудностей, которые серьезно обесценивают дистанционное образование, можно  продолжить.
На мой взгляд, некоторые из данных проблем вполне возможно решить прибегая к услугам разных организационных мер (к примеру, применение при проверке продуктивных заданий программы «Антиплагиат»; использование видеонаблюдения при проведении проверки; организация обязательного видеообщения в интернет учителей и студентов и так далее.).
Однако, как мне кажется, сегодня настало время подумать и над социальными проблемами дистанционного высшего образования. Разговор идет, что нужно найти ответ: возможно формирование полноценного специалиста-гуманитария (например,  социолога) вне его погружения в отвечающую профессиональную среду? Негативный ответ достаточно прост и понятен. Профессиональная социализация не исключена в то время, когда студент будет активно общаться как с учителями, так и с такими,  как он,  студентами, обмениваться с ними информацией, учиться друг у друга, дискутировать и так далее. Это серьезная проблема, так как нужно брать в расчет индивидуальный характер дистанционного обучения. Несмотря на это, выход из данной ситуации искать требуется,  и он, скорее всего, находится в плоскости организации обязательного видеообщения в интернете (к примеру, используя популярный сервис Skype) в форме студенческих конференций, семинаров, коллективных консультаций с учителями и так далее.
Разумеется, многие предложенные меры настойчиво требуют дополнительных финансовых затрат, но в их отсутствие полноценного дистанционного образования в Российской Федерации, по всей видимости, не возможно.

Список использованной литературы

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)//СПК «КонсультантПлюс»
2.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» //СПК «КонсультантПлюс»
3.    Щербинин С.В., Малинина Т.В. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании  // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2014. -  №4. - С.33-38


Все права защищены © 2021 г.