Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

24 июля 2015

Автор: Горбачева Ирина Михайловна – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии НИУ МИЭТ


Как изменился подход к обучению студентов в связи с введением новых образовательных стандартов?

В ходе реформы образования выделяются  основные задачи: перестройка системы образования; рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения.
Выпускник университета в настоящее время, помимо глубоких и прочных знаний, должен обладать способностью свободно мыслить и действовать творчески, самостоятельно и нетрадиционно.
Помимо квалификационных требований, разработанных в государственных стандартах, студент должен овладеть многими компетенциями: интеллектуальной, социально-правовой, получить навыки самоорганизации и саморегуляции. В связи с этим, на первый план в обучении студентов выходит личностно-деятельностный и компетентностный подход.
По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, в качестве перспективного направления обновления образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, следует рассматривать именно компетентностный подход. Внедрение компетентностного подхода к организации обучения студентов в вузе должно способствовать модернизации традиционного подхода, в основе которого  формирование знаний, умений и навыков. Серьезной проблемой традиционного, знаниево-ориентированного образования является противоречие между достаточно высоким уровнем усвоения студентами предметных теоретических знаний и значительными трудностями использования их в практической деятельности. Компетентностный же подход к образованию предполагает, что учащиеся усваивают не отдельную информацию, получают знания и умения, а овладевают комплексом образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения.
Основными  стратегическими направлениями личностно-ориентированной парадигмы образования  являются интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. Во главу угла в данной концепции ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения. При описании «личностной» составляющей называют: креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и другие, способствующие раскрытию и реализации возможностей человека, формированию его мотивов и интересов.
Таким образом, новые подходы  включают совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в обучаемости, самоопределении, самоактуализации и развитии личности студентов; содержание образования и организационные формы обучения, ориентированные на приобретение студентами ключевых компетенций, а также способы оценки образовательных результатов. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.
Изменение образовательного процесса - необходимое, но далеко не достаточное условие для формирования компетентности студентов. Важно обновление содержания учебных предметов, методик и технологий подготовки студентов к профессиональной деятельности, разработка и внедрение более надежной системы оценки готовности будущего специалиста к трудовой деятельности.
Обществу требуется специалист новой формации, активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике.

Все права защищены © 2021 г.