Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

23 июля 2015

Автор: Горбачева Ирина Михайловна – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии НИУ МИЭТ


Что лежит в основе проекта федерального закона «Об образовании»?

Одним из главных изменений является закрепление деления образовательных организаций по различным категориям: по реализуемым образовательным программам, а также по виду предоставляемых услуг, таких как направленность, повышенный объем содержания или специальные условия реализации образовательной программы, дополнительно осуществляемые функции - содержание, лечение, реабилитация, коррекция, научно-исследовательская и технологическая деятельность, преобладающая форма обучения и другие. При этом необходимо предоставить более широкую автономию данному виду образовательных учреждений.
Это согласуется с направлениями государственной образовательной политики по созданию системообразующих высших учебных заведений - университетов, ориентированных на решение стратегических задач обеспечения инновационного развития экономики (федеральных, национальных исследовательских университетов и так далее). В связи с формированием и развитием системы непрерывного образования, актуальным становится также пересмотр типологии образовательных учреждений профессионального образования в целом, в том числе упорядочивание типологии образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы.
Определение  особенности правового регулирования деятельности образовательных организаций в различных сферах, таких как управление, механизмы финансирования, источники правового и имущественного режима образовательной деятельности, требования к материально-техническому оснащению, кадровому обеспечению с учетом специфики реализации образовательных программ различного уровня позволит закрепить в законопроекте правовые критерии и признаки классификации типов и видов образовательных организаций.  
Также, помимо юридических и физических лиц, участвующих в системе образования различных уровней, согласно реформе образования, могут функционировать иные организации, в том числе объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, научные организации, фонды, организации по содействию образовательным учреждениям в развитии их материально-технической базы и иные организации. В действующем законодательстве, по существу, имеются только отдельные положения о деятельности общественных и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Правда, их правовое положение в сфере образования и  механизмы обеспечения управления образованием в этой сфере следует тщательно урегулировать в законопроекте.
На сегодняшний момент наиболее полно в законодательстве проработана подсистема высшего и послевузовского профессионального образования, регламентация отношений в которой осуществляется на основе норм Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако,  в подсистемах дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного и специального образования необходимо проработать правовую базу. Необходима проработка норм типовых положений целой подсистемы образования, тем более что для негосударственных образовательных организаций типовые положения являются не обязательными, а примерными. Предполагается  регулирование всех отношений, связанных с правами и обязанностями участников образовательного процесса. С этой целью в структуре проекта федерального закона выделена самостоятельная глава, посвященная регламентации образовательной деятельности в каждой подсистеме российского образования, исходя из задач и специфики соответствующих образовательных уровней.

Все права защищены © 2021 г.