Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

23 июля 2015

Автор: Жертовская Светлана Васильевна, ведущий специалист Управления образования Администрации Неклиновского района Ростовской области


Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: вопросы реализации

Согласно ст. 9. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов в сфере образования относятся несколько видов полномочий, которые касаются общего образования и дополнительного образования. Среди полномочий муниципальных органов управления образованием,  ранее не закрепленных федеральными законами:
1. Организация бесплатной перевозки обучающихся;
2. Аттестация руководителей и кандидатов на должность руководителей муниципальных образовательных организаций;
3. Учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями)
4. Создание условий для присмотра и ухода за детьми в муниципальных образовательных организациях, установление родительской платы за присмотр и уход и льгот;   
5. Закрепление дошкольных учреждений за территориями;
6. Согласование программ развития подведомственных образовательных организаций;
7. Создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
8. Принятие муниципальных правовых актов по предоставлению обучающимся мер социальной поддержки и стимулирования;
9. Утверждение ежегодных отчетов подведомственных образовательных организаций о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчетов о результатах самообследования;
10. Организация мониторинга системы образования на муниципальном уровне;
11. Ежегодное опубликование и размещение на официальном сайте муниципальных органов управления образованием итоговых (годовых) отчетов об анализе состояния и перспектив развития образования;
Федеральным законом не установлено требований к формам актов, посредством которых будет происходить реализация этих полномочий. Повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере образования на уровне органов местного самоуправления будет достигнуто в случае соблюдения следующих рекомендаций: непринятие актов, не предусмотренных Федеральным законом; непринятие актов со спорным предметом регулирования (например, положения о порядке реализации права граждан на образование); более четкая дифференциация актов на нормативные и ненормативные; единообразие при определении формы правового акта для одной группы отношений («Порядок приема заявлений, постановки на учет для зачисления детей в образовательные организации (учреждения), реализующие основные образовательные программы дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования», «Порядок комплектования образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» и «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»); максимально четкое следование букве федерального закона («административный регламент предоставления муниципальной услуги..», а не «административный регламент по предоставлению муниципальной услуги…»).
В настоящее время муниципальные органы управления образованием принимают значительное количество актов по основным направлениям:
 1) присмотр и уход за детьми (локальные акты об утверждении порядка освобождения от родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования; об утверждении положения о размере и порядке взимания родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях);
2) информатизация деятельности образовательных организаций (принимаются административные регламенты предоставления следующих муниципальных услуг: предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях; прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в образовательных учреждениях, а также информации из базы данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена);
3) организация питания детей (как правило, акты органов местного самоуправления касаются предоставления дотации на питание отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях);
4) вопросы получения общего образования;
5) муниципальные программы развития образования;
6) акты, касающиеся медицинского обслуживания;
9) акты о закреплении за образовательными организациями территорий;
10) акты, касающиеся организации перевозок учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, проживающих в городских округах, муниципальных районах.
Следует отметить как позитивный опыт принятия типовых форм (примерных) уставов государственных и муниципальных бюджетных образовательных организаций, создание единого сайта образовательных организаций, подведомственных одному учредителю, структуризация материалов, размещаемых на сайтах образовательных организаций.
Согласно планам мероприятий по реализации Федерального закона № 273-ФЗ в муниципальных органах управления образованием и подведомственных им образовательных организациях не позднее 1 января 2016 г. должна быть осуществлена организационно-правовая работа, в результате которой наименования и уставы образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона с учетом установленных  требований по переименованию образовательных организаций, а также в этих же целях в указанные сроки должны быть переоформлены ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации.
Среди проблемных вопросов, выявленных в ходе проведения  данной работы:
  • неполнота регламентации и разграничения компетенции органов управления образовательной организацией в ее Уставе;
  • несоответствие образовательного ценза педагогических работников квалификационным требованиям;
  • отсутствие необходимых средств обеспечения образовательного процесса;
  • несовершенство локальных актов по приему обучающихся в образовательную организацию, проведению промежуточной аттестации.

Все права защищены © 2021 г.