Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

23 июля 2015

Автор: Л.Г. Качмазова, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова


Новеллы в законодательном регулировании семейного образования

Общей проблемой прежнего образовательного законодательства была неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата. Так, например, законодатель неясно и непоследовательно оперировал терминами «форма получения образования» и «форма обучения». Кроме того, жесткое закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательных организаций Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г.  № 3266-1 «Об образовании» стало препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий. Законодательно не была предусмотрена возможность реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что тормозило создание многофункциональных образовательных, научно-образовательных и социокультурных центров, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развитие социального партнерства в сфере образования.

Решить эти и другие проблемы призвано новое правовое регулирование Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), уточнившее и расширившее понятийный аппарат в сфере форм образования, закрепившее неизвестные прежнему образовательному законодательству институты, в том числе, легализовавшие дистанционное и электронное обучение.

Ранее образовательному законодательству были известны только формы получения образования, которые охватывали очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, семейное образование, самообразование, экстернат. Предложенное деление не отвечало критериям полноты и чистоты, поэтому вызывало значительные затруднения и в ходе последующего правового регулирования образовательных отношений в развитие норм базового закона, и в ходе правоприменения.

Ныне законодатель выделяет формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ. К формам получения образования отнесены: получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В рамках каждой формы получения образования выделяются формы обучения. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучение может осуществляться очно, очно-заочно или заочно, а вне их – в семейной форме или форме самообразования. Образовательные программы могут быть реализованы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, в сетевой форме, с использованием дистанционных и электронных технологий.

Закон об образовании исключил экстернат из форм получения образования. Вместе с тем, как таковой институт экстерната сохранен, он просто поменял свою функцию: в системе обновленного правового регулирования образовательных отношений он рассматривается как механизм прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Законом об образовании презюмируется полная финансовая ответственность родителей за образование, получаемое их детьми в семейной форме. Исключение составляет прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, лицами, впервые осваивающими основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, не имеющими основного общего или среднего общего образования, бесплатность которого гарантируется (ч. 3 ст. 34 Закона об образовании).

До 2005 г. семейное образование в Российской Федерации регламентировалось на федеральном уровне Примерным положением о получении образования в семье, утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.06.1994 г. № 225, однако с 07.02.2005 г.  этот акт не действует. В настоящее время принят приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», который дублирует положения Закона об образовании в части семейного образования.

Все права защищены © 2021 г.