Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

20 мая 2015

Автор: Плюгина Инна Владимировна, к.ю.н., старший научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Оптимизация регулирования создания и обеспечения деятельности комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений на локальном уровне

Нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возложена новая обязанность ­– создание органов по разрешению конфликтов интересов в сфере образования (комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Как устанавливается в ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

Регламентация вопросов предупреждения и преодоления конфликтов интересов в сфере образования, в том числе касающихся деятельности комиссий, посредством локальных актов представляется вполне обоснованной. Вместе с тем анализ локальных актов, подготовленных во исполнение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», показал следующие ключевые проблемы.

Основная проблема – формальный подход, применяемый в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при подготовке актов, регламентирующих статус комиссий, а также актов, регламентирующих вопросы предупреждения и преодоления конфликтов интересов в сфере образования. Отсутствие должной регламентации создает условия для злоупотреблений со стороны участников образовательных отношений, делает неэффективной работу комиссий. В этой связи полагаем, что необходима высокая степень детализации в регулировании порядка создания и деятельности комиссии. Представляется обоснованной подготовка типового положения, регулирующего деятельность комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, на федеральном уровне.

Другая проблема заключается в фактическом закреплении такого порядка создания и осуществления деятельности комиссий, который не позволяет ее членам объективно и независимо принимать решения. Так, например, по замыслу законодателя состав комиссии формируется на паритетных началах, однако на практике часто нарушаются нормы о представительстве (например, при закреплении положений о кворуме и порядке принятия решений); изначально недостаточное количество членов комиссии снижает эффективность ее работы, не отвечает требованию объективности рассмотрения споров. При подготовке положений, регламентирующих деятельности комиссий, необходимо четко соблюдать требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», их нарушение может быть рассмотрено как основание для невыполнения или отмены решения комиссии.

Имеется практика назначения руководителя комиссии председателем организации, осуществляющей образовательную деятельность, однако предпочтительным с позиции реализации принципа независимости является использование механизма избрания председателя членами комиссии.

Необходимо использовать дифференцированный подход при определении кворума для проведения заседаний комиссии и принятия ею решений, предусматривающий присутствие представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. В случае если количество членов комиссии не превышает трех человек, решение должно приниматься в присутствии всех членов общим голосованием.

Оптимизации деятельности комиссии будет способствовать привлечение к ее работе независимых экспертов, специалистов (если это целесообразно при рассмотрении конкретного спора).

Следует подчеркнуть, что механизм предупреждения и преодоления конфликта интересов педагогических работников будет эффективен лишь в том случае, если принцип независимости будет реализован на всех стадиях.

Поскольку деятельность комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не ограничивается только предупреждением конфликтов интересов педагогических работников, рекомендуется регламентировать особенности рассмотрения тех или иных споров с учетом правового положения организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, сделать акцент на экзаменационной деятельности).

Все права защищены © 2021 г.