Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

27 августа 2015

Автор: С.В. Жертовская, ведущий специалист Управления образования Администрации Неклиновского района Ростовской области


О правах и обязанностях педагогических работников

Одной из новелл Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является более подробное установление правового статуса педагогических работников образовательных организаций.

В п. 1 ст. 47 отмечается, что «под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

При этом трудовые права определяют особенности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками (например, право на сокращенную рабочую неделю). Академические права связаны с непосредственным осуществлением педагогической деятельности (например, право на разработку авторской учебной программы), а смежные права направлены на обеспечение условий для профессиональной деятельности.

В 273-ФЗ сохранены имеющиеся у педагогических работников права и свободы, которые подробно прописаны в ст.47.

Вместе с тем, говоря о правах (академических и трудовых) и мерах социальной поддержки педагогических работников нужно выделить и то новое, что появилось в законодательстве:

1. Сокращенная  продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2.Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в три года.

3. Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников:

- Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности

- Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград.

-Органы государственной власти РФ и субъектов РФ при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

4.Закрепляются полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам.

5.Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

6.Согласно ч.5 ст.47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч.6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации.

7.Согласно п.2ч.1ст.48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Ещё одна позиция, на которую следует обратить внимание, – это участие педагогических работников в ЕГЭ. Законодательно закреплены трудовые права педагогических работников, привлекаемых для проведения ЕГЭ, а именно: за работу по подготовке и проведению ЕГЭ выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Отметим, что обозначенные академические права и свободы не являются абсолютными и могут быть ограничены, в том числе и нормами данного закона.  К примеру, педагог может и должен сам определять свое профессиональное  развитие, выбирать те методики преподавания, которые, на его взгляд, позволяют максимально полно в сложившихся условиях реализовать потенциал обучающихся, а также потенциал самого педагога. При этом выбор методик, форм, средств и методов обучения должен быть педагогически обоснован. Контроль за педагогической обоснованностью выбранных форм и методов возложен, прежде всего, на саму образовательную организацию. 

Педагогический работник, обладая определенными правами, имеет и обязанности, которые изложены в ст.48.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 30 образовательная организация издает локальные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников. Приведем примерный перечень соответствующих локальных актов:

Деятельность педагогических работников

Локальные акты

Осуществление педагогической деятельности

– Устав образовательной организации.

–  Трудовой  договор  (контракт)  с  работниками

– Должностные инструкции работни ков,  в  том  числе  административного - персонала,  преподавателей,  классных руководителей

Режим работы

 

– Коллективный договор между учреждением и работниками

-Правила внутреннего распорядка образовательной организации

-график работы и расписание занятий -

Образовательная

– Основная образовательная программа основного общего образования

– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности  промежуточной  и  итоговой  аттестации  обучающихся

– Положение о формах получения образования в данной образовательной организации (самообразование по индивидуальным  программам,  положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.)-

Индивидуальная работа с обучающимися

– Договор образовательной  организации с родителями

-– Правила приема в образовательную организацию

– Правила поведения обучающихся.

–  Положение  о  хранении  работ  обучающегося и информации о его достижениях-

Методическая, подготовительная, научная, творческая, исследовательская

– Положение об учебном кабинете

– Положение о творческих группах.

–  Положение  о  персонифицированных  программах  повышения  квалификации.

Участие в коллегиальном управлении образовательной организации

– Положение о педагогическом совете

– Положение о кафедре.;

Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности

– Инструкции по безопасности и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в учебных кабинетах---

 

Практика показывает, что для педагогов наиболее болезненными оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь невысокая зарплата и несвоевременность её выплаты, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральной власти, то на уровне образовательной организации наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплаты премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом, в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации педагогов и т.д.

 

Все права защищены © 2021 г.