Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

28 августа 2015

Автор: Плюгина Инна Владимировна, к.ю.н., и.о. ведущего научного сотрудника ИЗиСП при Правительстве РФ


Правовые проблемы обеспечения защиты прав и свобод педагогических работников в конфликтных ситуациях

В действующем законодательстве в сфере образования акцент сделан на защите           прав обучающихся, что вполне обоснованно с учетом особенностей их правового положения как участника образовательных отношений. В то же время вопросам, связанным с защитой прав и свобод педагогических работников, уделяется меньше внимания, в результате в определенных ситуациях возникают проблемы, требующие дополнительной нормативной регламентации. В частности, на сегодняшний день отсутствует действенный механизм защиты педагогического работника, оказавшегося в конфликтной ситуации с руководителем образовательной организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность, либо с представителями органов её управления.

Следует подчеркнуть, что проблема так называемых «вертикальных» конфликтов между работниками и работодателями (в лице руководства организации, представителей администрации) актуальна не только для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, однако здесь её решение усложнено вследствие закрытости образовательного процесса, недостаточного контроля за его осуществлением, незаинтересованности участников образовательных отношений в раскрытии порочных практик, нежелании самих педагогических работников, а также обучающихся и их законных представителей идти на конфликт с руководством. Нельзя не учитывать и системный характер коррупции в образовательной сфере, предполагающий существование устойчивых межличностных взаимосвязей, противодействовать которым в одиночку практически невозможно (с большой степенью вероятности это закончится увольнением).

В случае возникновения конфликтных ситуаций руководитель, как и представители органов управления, обладают значительным количеством средств воздействия на педагогических работников. Можно выделить прямые формы воздействия, отражающие отношение руководства к определенному деянию работника и являющиеся по сути ответной мерой на него, а также непрямые (опосредованные) формы, в результате применения которых оказывается влияние на правовое или материальное положение работника, однако оно завуалировано под текущие решения, не связанные с конфликтной ситуацией. В числе форм активного воздействия можно выделить, например, публичное осуждение, снижение объема учебной нагрузки, понижение в должности, увольнение (как правило, по основаниям, предусмотренным подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). В качестве непрямых форм можно рассматривать, в частности, неназначение  премий (особенно актуально в случаях, когда отсутствует локальное регулирование оснований и порядка премирования, а премии назначаются по усмотрению руководства), несогласование заявления о повышении в должности, отказ в предоставлении внеочередного отпуска, изменение организационной структуры, следствием которого является фактическое понижение в должности определенного сотрудника. При использовании непрямых форм воздействия доказать, что то или иное решение руководства или представителя администрации обусловлено конфликтной ситуацией и направлено на кого-либо из сотрудников весьма сложно, а иногда и невозможно, тем более что не предусмотрен порядок доказывания факта давления на работника, равно как и особенности сбора и оценки необходимых доказательств.

В свою очередь, педагогический работник обладает существенно меньшим набором инструментов для отстаивания своей позиции, основными из которых можно назвать судебное и внесудебное обжалование принятых руководством или представителями администрации решений (здесь же может предъявляться требование о восстановлении в правах, возмещении ущерба), а также огласку известной ему информации, раскрывающей противозаконные действия, факты коррупции, нарушения этических требований в организации. Кроме того, в случае трудовых конфликтов возможно применение работником инструментария, заложенного в Трудовом кодексе РФ (статьи 3, 4, 60, 68, 72, 21, 22, 379), в остальном, как справедливо отмечается специалистами, правовой механизм разрешения трудовых конфликтов при незаконном увольнении весьма несовершенен[1].

Не может быть рассмотрен в качестве средства решения рассматриваемой проблемы механизм преодоления конфликта интересов педагогического работника, предусмотренный Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Избранный в Федеральном законе № 273-ФЗ  подход к определению конфликта интересов педагогического работника является относительно узким. В частности, ограничен круг возможных участников конфликта интересов педагогических работников: в качестве таковых указываются педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. При этом предполагается, что противоречие интересов будет иметь место между педагогическими работниками с одной стороны и обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся с другой. Возможности применения норм данного Федерального закона для урегулирования конфликта интересов между самими педагогическими работниками, а также с руководством или представителями органов управления, исходя из буквального толкования, не предполагается.

В законодательстве закреплено право педагогических работников на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ такая комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Состав комиссии формируется из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Следует обратить внимание, что основной целью, с которой создается комиссия, является урегулирование разногласий по вопросам реализации права на образование, то есть комиссия вправе рассматривать только те конфликты, которые возникают вследствие реализации права на образование.

Эффективность деятельности комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений при разрешении конфликтов между руководителем и педагогическим работником представляется неоднозначной. Как отмечалось в выступлениях на предыдущих конференциях, деятельность таких комиссий будет успешной лишь в том случае, если на всех этапах её работы реализован принцип независимости, обеспечены паритетные начала в принятии решений, что на практике наблюдается весьма редко. Можно утверждать, что эффективное и независимое разрешение конфликтов между педагогическим работником и руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, без привлечения внешних экспертов, специалистов, обладающих необходимыми полномочиями, не представляется возможным. Кроме того, требуется организация контрольных или надзорных мероприятий, направленных на обеспечение принятых решений.

Таким образом, следует признать, что в настоящее время не создано четко регламентированного и действенного правового механизма внесудебной защиты прав работников при оказании давления со стороны руководства в конфликтных ситуациях. Однако без создания такого механизма будет невозможно успешное противодействие коррупции в образовательной сфере, сохранятся проблемы в обеспечении качества образовательных услуг, кадровый состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность, будут составлять преимущественно лояльные руководству работники, в результате чего частные интересы будут превалировать над общественными. Учитывая системные проблемы, характерные для образовательной сферы, можно утверждать, что разработка механизма защиты педагогических работников посредством локального регулирования с большой долей вероятности будет неэффективной, в связи с чем рекомендуется регламентировать соответствующие вопросы на уровне нормативных правовых актов федерального уровня.



[1] Гривков О.Д., Шичанин А.В. Уволен «по собственному желанию»: краткий анализ трудового и гражданского процессуального законодательства и правоприменительной практики в контексте трудовых конфликтов между работодателем и работником // Законодательство и экономика. 2009. № 3.

Все права защищены © 2021 г.