Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

22 мая 2015

Автор: Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ


Оценка эффективности образовательной организации на локальном уровне

В силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации осуществляют локальное регулирование.

Анализ актов подзаконного регулирования федерального, регионального и муниципального уровня по вопросам, касающихся оценки качества и эффективности деятельности образовательных организаций позволил выделить виды нормативно-правовых актов, такие, как: акты, направленные на формирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций; акты, направленные на организацию мониторинга качества образования; акты, направленные на регламентацию самообследования образовательных организаций; акты, утверждающие показатели эффективности деятельности педагогических работников, руководителей образовательных организаций.

Анализ локального регулирования показал, что указанные виды актов могут присутствовать в перечне разработанных документов образовательной организации, но могут и отсутствовать. В перечень обязательных, как правило, входят только акты утверждающие показатели  деятельности педагогических работников, руководителей образовательных организаций.

Кроме того, на локальном уровне виды актов по вопросам, касающимся оценки качества и эффективности деятельности  образовательных организаций, дополняются еще одним видом – актами, регламентирующими оценку и учет образовательных достижений обучающихся. Данный вид актов необходим для объективной оценки качества образования.

Необходимо отметить, что сложившаяся практика правового регулирования образовательных организаций показала, что локальными актами очень редко устанавливаются дополнительные показатели эффективности деятельности педагогических работников к тем, что разработаны на региональном или муниципальном уровне. Если же такой акт присутствует в локальной нормативной базе образовательной организации, то он, как правило, дублирует положения актов более высокого уровня. Такой подход является серьезным недостатком локального регулирования, так как отсутствие разработанного перечня критериев эффективности деятельности педагогических работников, а также порядка распределения баллов за достижение/не достижение конкретных результатов, как правило, приводит к непрозрачному и несправедливому распределению стимулирующей части заработной платы педагогических работников.

Анализ положений о распределении стимулирующего фонда оплаты труда различных образовательных организаций позволил обнаружить сомнительные критерии для распределения стимулирующей части заработной платы. Например, в перечень критериев эффективности деятельности некоторых образовательных организаций включен такой критерий, как «надбавка в день юбилея», «осуществление ремонта кабинета не за счет образовательного учреждения». Весьма часто распределение баллов осуществляется таким образом, что за обыденную административную работу баллов начисляется больше, чем за подготовку победителя олимпиады. Соответственно, при наличии таких показателей очень сложно определить основную цель образовательного учреждения и направление его развития.

При определении перечня критериев администрации образовательной организации и педагогическому коллективу (его представителям) целесообразно при построении перечня критериев эффективности деятельности педагогических работников и утверждении порядка распределения баллов ставить перед собой такие вопросы, как: Каким образом цели образовательной организации отражаются в критериях эффективности педагогов? Какие цели достигаются образовательной организацией устанавливаемым порядком распределения баллов? Разработанный перечень критериев и порядок распределения баллов может повлиять на качество образования? Разработанный механизм оценки деятельности осуществляется гласно, прозрачно? Растут результаты обучающихся?

При этом считаем целесообразным принятые критерии оценки деятельности педагога пересматривать и корректировать через определенный период времени (год, три года) с тем, чтобы определить насколько они отвечают целям и основным функциям образовательной организации. 

Данный подход необходим для совершенствования оценки деятельности педагогических работников. Анализируя ежегодно разработанные критерии и обнаружив, что показатель по какому-то из них снизился (потеря мотивации педагога, снижение результатов обучающихся конкретного класса и т.д.), это свидетельствует о погрешностях разработанных критериев оценки деятельности педагогов. Ведь внедренная система стимулирования качества труда педагогических работников направлена на повышение заинтересованности педагогов в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей. То есть, по сути, является инструментом достижения целей образовательной организации, но, если цели не достигнуты – нужно в первую очередь изменить его критерии.

Все права защищены © 2021 г.