Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

28 августа 2015

Автор: Еремина Ольга Юрьевна, научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП приПравительстве Российской Федерации


Социальные права педагогических работников

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил меры социальной защиты педагогических работников. В качестве наиболее значимой новации в социальном смысле является право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Вместе с тем Федеральный закон не дает четкого ответа на вопрос, к компетенции какого уровня публичной власти относится реализация данного полномочия. Кроме того, анализ российского законодательства, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации, также не содержит необходимых элементов правового механизма реализации данного права.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не указывает на юридически обязанных лиц и конкретные источники гарантированной реализации закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» новых жилищных прав педагогических работников.

Важной мерой социальной поддержки педагогических работников, которая в отличие от предыдущей меры опирается на конкретный правовой механизм его реализации, является право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет не только лиц, обязанных конкретизировать порядок такого предоставления, но и источник финансирования этих социальных гарантий: для федеральных работников таким источником являются бюджетные ассигнования федерального бюджета, а для педагогических работников образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций – ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).

Анализ регионального нормативного регулирования данного вида государственной поддержки показал, что субъекты Российской Федерации используют две основные формы для нормативного закрепления этого права сельских учителей: либо постановление высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, либо – региональный закон.

В качестве положительной тенденции следует отметить факт повсеместного закрепления данного права сельских педагогических работников во всех субъектах Российской Федерации.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены особые трудовые гарантии для педагогических работников, участвующих в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения этого экзамена. Указанным работникам предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты данной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ (ч. 9 ст. 47).

Анализ регулятивного воздействия субъектов Российской Федерации по этому вопросу показал, что региональные органы государственной власти используют разные подходы при нормативном закреплении. Так, некоторые субъекты Российской Федерации утверждают нормативы выплат в цифрах, другие утверждают порядок определения размера компенсации по формуле. Одни субъекты определяют конкретную сумму за один час работы, другие – за один день. По форме закрепления используются два вида актов, принимаемых разными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации: в подавляющем большинстве случаев – это постановление высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в другом случае – приказ регионального министерства (управления) образования.

Активной мерой государственной поддержки является денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

При использовании данной меры социальной поддержки используются средства как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета выплачивается денежное поощрение победителям конкурса, за счет средств регионального бюджета – участвовавшим в конкурсе и набравшим наиболее высокие баллы, но не ставшим победителями конкурса

В силу норм Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки педагогических работников. Данным правом воспользовались многие субъекты Российской Федерации.

1) Дополнительной мерой социальной защиты является предоставление льготной ипотеки для решения жилищных проблем педагогических работников. Данный вид государственной поддержки носит адресный характер – предоставляется только молодым учителям (до 35 лет). Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на получение данного вида государственной поддержки:

- наличие не менее одного года стажа педагогической работы;

- постоянное место проживания на территории муниципалитета;

- отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей;

- наличие рекомендации (ходатайства, положительной характеристики) с места основной работы.

При этом могут быть установлены преференции, например, жителям сельской местности; учителям, изъявившим готовность переехать к месту работы в сельской местности; учителям, воспитывающим несовершеннолетних детей в неполной семье и др.

Обеспечение  данной меры социальной защиты является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем из смысла постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1177 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа)» следует, что средства федерального бюджета задействованы в финансировании части затрат в связи с предоставлением учителям ипотечного кредита (займа).

Анализ практики нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации показал, что поддержка педагогических работников осуществляется путем предоставления:

а) выплат на оплату в полном объеме первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых, но не более 20 процентов от установленной договором приобретения жилого помещения стоимости жилого помещения или объекта долевого строительства (строительства индивидуального жилого дома);

б) компенсаций на покрытие разницы между процентной ставкой кредитной или другой организации, предоставляющей ипотечные кредиты (займы), и льготной процентной ставкой в размере 8,5 процента, предоставляемых в течение одного года.

Однако необходимо отметить некоторые различия при нормативном закреплении данного вида государственной поддержки. Во-первых, существуют различия по форме нормативного акта, которым закрепляется предоставление льготной ипотеки для решения жилищных проблем педагогических работников.  Так, в некоторых субъектах Российской Федерации приняты постановления высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Брянская, Волгоградская, Нижегородская области). В других  действуют соответствующие региональные программы (Самарская область), в третьих – региональный закон.

Во-вторых, существуют различия по содержанию таких нормативных актов. Так, в одних субъектах Российской Федерации предусмотрена и выплата первоначального взноса по ипотечному кредиту, и покрытие разницы между процентной ставкой по ипотечному кредиту; в других субъектах Российской Федерации при поддержке учителей используется только одна из этих двух мер.

В-третьих, дифференцирована величина компенсации первоначального взноса: в большинстве субъектов Российской Федерации – это 20 процентов от рыночной стоимости жилья, в других – 10 процентов, в третьих – фиксированная сумма (не превышающая 300 тысяч рублей).

Данный вид государственной поддержки педагогических работников используется в свыше 60 субъектах Российской Федерации.

2) Еще одним видом дополнительной государственной поддержки являются денежные выплаты отдельным категориям педагогических работников. 

Так, в Красноярском крае установлена ежемесячная денежная выплата для докторов наук, работающих в высших образовательных организациях Красноярского края и выполняющих  полную норму учебной нагрузки. Этой категории педагогических работников ежемесячно выплачивается по тридцать тысяч рублей. При изменении объема годовой учебной нагрузки научно-педагогического работника, размер ежемесячной денежной выплаты корректируется пропорционально отношению объема годовой учебной нагрузки научно-педагогического работника к норме учебной нагрузки.

В Мурманской области установлены дополнительные меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных областных организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителям и специалистам государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлены денежные выплаты следующей категории педагогических работников:

– молодому специалисту выплачивается единовременное пособие в размере шести должностных окладов;

 – молодому специалисту выплачивается ежемесячная двадцатипроцентная надбавка к должностному окладу;

– педагогическому работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической работы двадцать пять лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере трех должностных окладов;

– педагогическому работнику и руководителям государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодная разовая материальная помощь в размере одного должностного оклада.

3) В качестве дополнительной меры государственной поддержки  используется предоставление педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, регулятивное воздействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части правового регулирования вопросов, касающихся мер социальной защиты педагогических работников осуществляется во всех субъектах Российской Федерации, при этом многие субъекты устанавливают дополнительные меры государственной поддержки с целью привлечения работников к педагогической деятельности и повышения престижности выбранной профессии.

В этой связи федеральным органам государственной власти было бы целесообразно  разработать и утвердить конкретный правовой механизм реализации права педагогических работников на предоставление состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и права на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Все права защищены © 2021 г.