Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации
общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Конференции

22 мая 2015

Автор: Быкова Екатерина Павловна, учитель истории и обществознания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы


Меры социальной поддержки педагогических работников на локальном уровне

Образовательные организации в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» участвуют в правовом регулировании вопросов, касающихся мер социальной защиты педагогических работников.
 Как показал анализ локального регулирования, образовательные организации в целях поддержки педагогических работников разрабатывают в основном два вида локальных актов, которые касаются 1) материальной поддержки педагогических работников, 2) нематериальной поддержки педагогических работников.
К первому виду нормативных документов образовательных организаций относятся такие локальные акты, как: Положение об установлении выплат стимулирующего характера; Положение о материальном поощрении работников образовательных организаций; Положение о премировании по результатам работы; Положение о фонде доплат и надбавок работникам стимулирующего характера по категориям и др.
Ко второму виду относятся такие локальные акты, как:  Положение о молодом специалисте общеобразовательного учреждения, устанавливающие формы координации и коррекции работы по профессиональному становлению начинающих специалистов, их успешной адаптации; Положение о наставничестве; Положение о школе начинающего педагога; Положение о творческой лаборатории педагогических технологий, Положение о временной творческой группе и т.д. 
К нематериальной поддержке педагогов относятся также акты морального поощрения, которое, как правило, осуществляется в виде объявления благодарности с занесением в трудовую книжку; награждениями почетными грамотами  образовательной организации; представление к награждению управлением образования муниципального, регионального или федерального уровня; представление к награждению отраслевым наградным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; представление к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и др.
Анализ локального регулирования по вопросам социальной поддержки педагогических работников показал, что материальный характер поощрения используют в наиболее экономически стабильных регионах нашей страны. Широкую распространённость получили меры по нематериальной поддержке молодых педагогов, т.е. систематическую  индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. 
Необходимо отметить, что не все образовательные организации используют сразу все виды поддержки педагогических работников. В каких-то организациях в упор сделан на дополнительное материальное обеспечение, в других – на помощь молодым специалистам в плане профессионального становления и признание заслуг опытных специалистов. Значительно реже используют и то и другое направление поддержки.    
В целях привлечения в образовательные организации педагогических работников, как молодых специалистов, так и опытных профессионалов, считаем целесообразным рекомендовать образовательным организациям развивать локальное регулирование по вопросам, касающимся мер социальной защиты педагогических работников.

Все права защищены © 2021 г.